Катехизис в православии

Пространный катехизис святителя Филарета для христиан

Открывая книгу святителя, поражаешься простоте и доступности ее написания. Краткими и понятными ответами отец Филарет дает определение веры и ее отличие от знания.

Катехизис. Святитель Филарет Московский

Перелистывая страницы Богом освященного писания, в доступной форме читаешь о понятии Божественных вещей, как отличить Божественное и мирское, как человек может познать Творца и принять Его откровения.

Следующая глава знакомит христиан со Священным Писанием и Священными Преданиями, указывая, какое место занимает Библия. Из послания Филарета каждый верующий узнает, что Библия содержит законоутверждающие, учительские, исторические книги и пророческие послания.

Здесь же указано, что апостол — это посланник Божий.

Далее святой отец дает ответы на всевозможные вопросы, касающиеся веры, надежды и любви во всех их аспектах, как человеческих, так и Божественных

Раскладывая на составляющие символ веры «Верую в единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа», Филарет уделяет каждой ипостаси должное внимание

В этой главе четко дан ответ, что такое ангел, дьявол, дыхание жизни, рай и многое другое.

Важно! После прочтения послания приходит четкое понимание, кто такой Иисус, в чем сила Его жертвы, и какую роль играет Святой Дух в жизни христиан. В первой главе описано 12 символов веры

В первой главе описано 12 символов веры.

Вторая глава посвящена надежде во всех ее проявлениях. В Катехизисе Филарета описано, какую надежду дарует Господь в благодати, в 9 заповедях блаженства, о 6 видах прощения и молитве Господней.

В третьей главе, посвященной любви, подробно разбираются 10 заповедей Господних.

В заключение святитель Филарет дает наставление, как пользоваться написанным ним посланием.

Православный Катехизис является «Энциклопедией христианской жизни», в которой каждый верующий найдет ответ на волнующий его вопрос.

Православная азбука. Катехизис

Новый документ

1823 год ознаменовался переизданием катехизиса. Труд был избавлен от замеченных в первой редакции ошибок. Позже, в 1824-м году, вышли еще четыре издания, набранные церковнославянским и гражданским шрифтом (по два издания на каждый тип начертания). Сокращённый вариант вероисповедного документа увидел свет после середины 1824 года и получил название «Краткий Катехизис». Что это было за издание? Он предназначался в первую очередь для малограмотных лиц и детей. Руководство включало в себя текст, выделенный в основной редакции с помощью крупного шрифта. Грифа «Изданный по Высочайшему повелению» в Кратком Катехизисе не было. Первоначальный Катехизис начал называться «Пространным».

Коротко о создании единого руководства

Первая четверть девятнадцатого века ознаменовалась использованием достаточно большого числа катехизисов. Наиболее распространёнными в православной среде были руководства авторства митрополитов Петра Могилы и Платона. Созданные под влиянием этих трудов, новые издания, как и их первоисточники, неоднократно подвергались критике со стороны церкви. В первом случае усматривался «католический» уклон. Во втором же критиковали за присутствие протестантских элементов. Разрешением данной ситуации стало создание нового катехизиса. Кроме того, из-за осуществлённого в 1816 году нового перевода библейских книг на русский было принято решение о переносе соответствующих цитат из старых изданий руководства в новое. При этом сохранялось соответствие с использовавшейся редакцией перевода. Разработка нового единого катехизиса была инициирована в 1822 году.

Трактуем термин

Иными словами, это книга, в которой оглашены все правила по принятию религии и дальнейшей вере в Бога.

Обычно наставления и правила изложены в виде вопросов и ответов, которые чаще всего задают прихожане.

Определение катехизиса как таковое не является догматическим ни для одной христианской церкви.

Ни в католичестве, ни в протестантстве, ни в православии им не пользуются как четким наставлением по праведному пути, лишь используют как документ вспомогательный, который позволяет вновь прибывшим прихожанам и детям ознакомиться с азами веры, понять, что из себя представляет Бог и религия, и постичь простейшие истины, связанные с вероисповеданием.

Авторство

Задача составления катехизиса была поставлена перед одним из самых образованных и профессиональных русских богословов – митрополитом Московским и Коломенским Филаретом. Первое издание увидело свет в 1823 году. Катехизис был составлен по структуре, сохранённой впоследствии во всех изданиях и редакциях. В нем присутствовали обязательные три раздела о Вере, Надежде и Любви. Автор сохранил и преподнесение материала в форме «вопрос-ответ». Приведённые из Священного писания цитаты давались в соответствии с переводом 1816 года, некоторые из фраз были переведены лично Филаретом. Наиболее важные с точки зрения составителя положения руководства были выведены крупным шрифтом.

Катехизис в православии

Дальнейшая судьба катехизиса

Имперская власть была не полностью удовлетворена работой митрополита, поэтому к 1824 году, уже руками иных церковнослужителей, были созданы и выпущены новые катехизисы (свыше четырех). В них были устранены «ошибки» первого издания, а также включены новые факторы.

Понятно, что это осуществлялось с целью образовать в религиозном смысле все слои населения, включая крепостных крестьян. Они бы смогли читать и изучать азы религии на родном и привычном языке.

Но вот такие церковные деятели, а точнее критик А.С. Шишков и архимандрит Фотий открыто заявили, что тот, кто написал сам катехизис, совершил акт кощунства. Нельзя, мол, священные тексты обращать в народный, светский язык, так как это служит причиной не только неуважения к церкви, но и утери первоначального смысла.

Относительно катехизиса Филарета, составленного в 1823 году, было принято следующее решение. Документ подвергся критике и был сильно сокращен. Появился так называемый «Краткий катехизис», издание которого даже не удостоилось царской печати.

Эта книга была предназначена для детей и малообразованных личностей. Наряду с ней вышло еще несколько вариантов пособий, но в каждом из них также наблюдались расхождения с истиной.

Однако данное замечание уже не было воспринято всерьез, так как Филарет, работая над данным религиозным руководством, делал крайне точные переводы.

Католический катехизис

Катехизис в православии

Кто написал католический катехизис? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Книга была написана Комиссией Синода Епископов по решению того же Синода, который состоялся в 1985 году. 25 июня 1992 года издание было утверждено Папой Римским Иоанном Павлом II в его послании «Laetamur magnopere» . Катехизис Католической церкви обнародовали 11 октября 1992 года посредством апостольской конституции, названной «Fidei depositum».

Книга написана на латыни и представляет собой 2865 статей, которые связаны между собой перекрёстными ссылками. Существуют переводы оригинального документа на разных языках, в том числе на русском. Это позволяет всем, кто исповедует католицизм либо интересуется этой конфессией, читать вероисповедный документ без услуг переводчиков.

В предисловии к изданию указано, что оно предназначается прежде всего для катехизаторов, то есть для людей, обучающих вере.

Структура документа состоит из четырёх основ, таких как:

  • Символ веры – исповедание веры, которая получена при крещении;
  • Заповеди о таинствах веры;
  • Заповеди о жизни в вере;
  • Отче наш – молитва верующего.

На титульном листе и обложке книги находится эмблема, которая представляет собой элемент надгробия христиан, обнаруженный в римских катакомбах Домитиллы и датируемый III веком.

Образ доброго пастыря, сидящего под деревом, с овцой у ног и держащего в руках свирель и жезл изначально был языческим. Но христиане позаимствовали этот образ, придав ему христианский смысл, и стали использовать как символ тех счастья и покоя, которые находит душа усопшего в вечной жизни.

Буквально образ показывает главный смысл книги:

  • добрый пастырь – Христос, ведущий за собой и охраняющий верующих в него;
  • овца – верующие католики;
  • жезл – власть Господа;
  • свирель – мелодичная симфония истины, которая влечёт людей к вере;
  • древо жизни, дающее отдых верующим – Креста искупивший грехи людей и открывающий ворота в рай.

Катехизис — это введение в христианские конфессии, такие как католицизм, православие и протестантизм. Человек, который решил больше узнать о своей религии или просто интересуется этой темой, сможет почерпнуть ответы на все интересующие его вопросы о вероисповедании, если вдумчиво и внимательно прочтёт такую книгу. Ведь из священного текста давно известно – кто ищет, тот всегда найдёт.

Что такое катехизис

Катехизис в православии

В Википедии катехизис описывается как официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, а также как огласительное наставление, и книга, которая содержит основные положения вероучения зачастую изложенные в форме вопросов и ответов.

Вообще, сам термин не является сугубо богословским. Из буквального перевода слова следует, что такое название можно дать любому подробному руководству, составленному в такой же манере, как указанная церковная книга.

Так, летом 1869 г. в Женеве С.Г. Нечаевым был написан «Катехизис революционера», содержавший идеи масштабного террора против власти с огромным количеством жертв.

Вероисповедные издания такого типа православной, католической и протестантской церкви отличаются из-за различий в толковании Священного Писания. Кроме того, отношение к этой книге в разных конфессиях также разнится.

В католицизме и протестантизме эти издания считаются символическими книгами, но в православии их рассматривают только как руководство для верующих.

Кроме того, само слово «катехизис» порой употребляется для названия произведений, составленных в форме вопросов и ответов либо некоего символа веры или сборника каких-то незыблемых принципов.

Общие сведения

Основные положения, которые содержал первоначальный православный катехизис, разрабатывались в период с 1822 по 1823 год. Автором его являлся святитель Филарет (Дроздов). Издание было одобренного Синодом и опубликованного в 1823 году. Этот катехизис Филарета был утвержден сначала в качестве руководства. Впоследствии труд подвергался значительной переработке. Корректировка и внесение исправлений осуществлялась автором, обер-прокурором и прочими членами Синода. Этот труд постоянно дорабатывался и выдержал множество переизданий. Некоторые из теологов, среди которых такие личности, как митрополит Булгаков Макарий, позиционируют катехизис Филарета в качестве одной из «символических книг». По мнению многих, труд святителя входит в число наиболее авторитетных источников догматического учения. Именно в нем наиболее полно изложены от лица церкви основные ее постулаты.

Что такое катехизис

В переводе с греческого языка это слово обозначает учение, наставление или инструкция. Катехизисами называли христианские книги, издаваемые в Средние века. В издаваемых пособиях для христиан разными авторами давался ответ на интересующий народ вопрос.

Православный катехизис

Здесь можно было прочитать об основах вероисповедания, значении десяти заповедей и все о таинствах.

Читайте о некоторых заповедях Божиих:

Интересно, что катехизис выпускался только для священников, которые в устной форме должны были донести его для народа. В светском обществе катехизисом называют свод неписаных правил для определенного круга людей.

Если для католиков эта книга является символической, то для православных она остается, как руководство для христиан.

В переданном на рассмотрение священникам проекте православной книги вопросов-ответов основными являются следующие главы:

  • Основы православия.
  • Основы Канонов и Литургий в Православия.
  • Основы нравов православного образования.
  • Основные социальные концепции Русской православной церкви.
  • Основные верования Русской Церкви относительно достоинства, прав человека и его свободы.
  • Основы принципов взаимоотношений с людьми других конфессий.

Важно! В катехизисе вероучения описаны простым, доступным широкому кругу людей, языком, но при этом смысл самих посланий не меняется. Эта книга должна полностью соответствовать посланиям Святых Отцов Церкви

Святые места в книге вопросов и ответов могут быть цитированы только со ссылками и объяснениями.

Это интересно: Как правильно ставить свечи в храме

Новейшее все-таки время

Для начала замечу, что есть в книге митрополита Каллиста темы очевидно злободневные, актуальнейшие: полемика с феминизмом и неоязычеством. Феминистское движение ставит проблему так: «Почему христиане Бога называют отцом, а не матерью?»

Здесь проходит пропасть между постхристианским неоязычеством и православным христианством. Отсюда – туда просто так не перейти, дороги нет. Митрополит Каллист решительно отгораживается от языческого богословия, от пантеизма.

Кстати, в книге «Православный путь» и тема пути-дороги тоже примечательна. Помимо злободневных вопросов наших дней, таких как феминизм, есть еще один принципиальный для богословской книги момент. Как строить богословскую книгу? Со Средневековья идет традиция построения богословских систем, «богословских сумм».

Вместо еще одной системы владыка Каллист говорит о пути. Он не собирается раскладывать мир богословия по полочкам, он ведет нас по этому миру, показывая путь. На греческом языке слово «путь» звучит как методос. Знакомое звучание, не правда ли:метод?У владыки нет богословской системы, но есть богословский метод.

В его методе обращает на себя внимание постоянное взаимоувязывание нашей веры и нашей жизни. Православная вера дает нам твердую почву под ногами и открывает нам путь в изобильную жизнь с Богом

На этом пути можно наметить отдельные этапы-шаги, которые приближают человека к Богу.

Еще одна черта катехизиса – опора на духовную традицию, она видна повсюду. В книге много цитат из Библии, из Святых Отцов. Причем, Отцы цитируются по критическим изданиям, и не по критическим тоже. Характерное отношение, критика христианских источников учитывается владыкой, но без малейшего раболепства перед оной критикой.

Владыка понимает, что за последние двести лет было столько острой гиперкритики в адрес Церкви!.. Напраслины понаписано немало, в том числе, учеными людьми. Опубликованы тонны неподтвержденных подозрений и разоблачений христианства. И всю эту гиперкритику, которая старалась секуляризовать церковное достояние, следует оставить в прошлом. Там ей и место.

Структура Катихизиса

Катихизис открывается разделом «Введение в Православный катихизис», в котором сообщаются предварительные понятия православного вероучения, излагается православный взгляд на Божественное Откровение, рассказывается о Священном Предании и Священном Писании (Библии).

Далее следуют три обширных части Христианского катихизиса, посвященные христианским добродетелям: «О Вере», «О Надежде» и «О Любви».
В «Христианского катихизиса части первой. О Вере» подробно рассматривается Никео-Цареградский Символ веры в православном чтении, то есть без филиокве. Для целей рассмотрения Символ веры разделён на двенадцать членов (частей), о каждом из которых рассказывается более или менее подробно. При рассмотрении десятого члена Символа веры («Исповедаю едино крещение, во оставление грехов») говорится, что «Вера запечетлевается Крещением и прочими Таинствами» и затем подробно рассказывается о семи христианских таинствах.

В части «О Надежде» кратко излагается понятие о христианской Надежде и рассказывается о значении молитвы в жизни христианина. Далее следует рассмотрение молитвы «Отче наш», разделенной в дидактических целях на призывание («Отче наш, Иже еси на небесех!»), семь прошений и заключительное славословие («Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во веки, аминь»). В этой же части объясняются десять Заповедей блаженства.

В третьей части «О Любви» рассматриваются Десять заповедей Божьих: четыре заповеди первой скрижали — заповеди любви к Богу и шесть заповедей второй скрижали — заповеди любви к ближнему; для каждой заповеди приводятся предписания, которые необходимо соблюдать для исполнения заповеди и грехи против данной заповеди.

Завершается Катихизис кратким заключением «Употребление учения о вере и благочестии».

Весь текст Катихизиса, с самого начала и до конца, организован в виде так называемых «вопросоответов»: приводится вопрос от имени лица, желающего узнать о православном вероучении, затем следует ответ:

Цитаты из Библии и богослужебных текстов приводятся в Катихизисе на церковнославянском языке, святоотеческие тексты — на церковнославянском или русском языках. Собственно текст Катихизиса намеренно архаизирован и содержит значительное число церковнославянизмов и архаизмов; например вместо выражения «в каком смысле» используются обороты «в каком разуме» или «в какой силе»: «В каком разуме Иисус Христос называется Помазанником?», «В какой силе сказано, что Иисус Христос распят за нас?» Архаичность текста Катихизиса была заметна уже в первой половине XIX века.

Значение Катихизиса

Если катехизис — наставление в вере, то это — обзор основных истин христианского учения в целом. Истины веры можно разделить на три группы:
1) истины нравоучительные, устанавливающие круг нравственных обязанностей человека по отношению к Богу, к самому себе и к себе подобным;
2) истины, которые можно назвать мистическими, относящиеся к практике богообщения;
3) истины вероучительные, заключающие в себе знание о Боге и о Его отношении к миру и к человеку. Пространный катехизис «митрополита Филарета» не рассматривает все истины Православия, как это часто ошибочно считается, и ограничен рассмотрением только основных вероучительных истин, содержащихся в Никео-Цареградском Символе веры. Но в смысле толкования единственного символа веры, используемого в литургии (Никейский и Халкидонский символы веры в литургии не используются), — Никео-Цареградского символа веры — Пространный катихизис является наиболее авторитетным документом современной Русской православной церкви.

Б. А. Тихомиров:

Критика вероисповедного документа и ее результаты

Появление катехизисов попало в тот же временной период, когда активно критиковались переводы книг Священного Писания, осуществлённые Российским библейским Обществом. Ряд консервативно настроенных государственных и высокопоставленных священнослужителей особенно остро подвергали критике деятельность РБО. Поддерживаемые А.А. Аракчеевым министр народного просвещения А.С. Шишков и архимандрит Фотий активно заявляли о том, что русский язык недопустим в молитвословии и Священных текстах. Более того, его использование может послужить причиной появления разнообразных ересей. А.С. Шишков, будучи сторонником идеи тождественности церковнославянского и русского языков, выступал в защиту своего мнения перед митрополитом Серафимом. По мнению Фотия, катехизис Дроздова и руководство Петра Могилы сопоставимы друг с другом так же, как «канавная вода» сравнима с «… доброй водой невской».

Катехизис в православии

Проблематика роли вероисповедного документа в современной РПЦ

На начало 2014 года не издано ни одного «наставления», утвержденного под руководством одного из высших органов управления РПЦ, будь то Архиерейский Собор или Священный Синод. Выпуск катехизиса намечен на 2015 год. Для протестантов и миафизитов при отсутствии официального вероисповедного документа РПЦ дает возможность рассматривать существующее издание, одобренное Синодом, лишь как руководство. Они считают, структурно рассматривая при этом катехизис, что это не догматический источник, которым должен являться труд, излагающий вероучение. Интересно, что издание называют обычно христианским, а не православным. Это связано с тем, что в нем излагаются общехристианские постулаты для жителей Российской Империи. Оговаривается в нем и статус властных органов. Например, Николай Первый являлся не только главой Русской Православной Церкви, но и покровителем и суперинтендантом своих лютеранских подданных и участвовал в избрании армянских патриархов. И, несмотря на неодобрение РПЦ катехизисов в качестве официальных и догматических источников, было принято решение разработки собственного руководства, которое излагало бы основные истины Православия.

Катехизис в православии

Часть первая О вере

О Символе веры вообще и о происхождении его

Что есть Символ веры?

Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане.

В каких именно словах изложено сие учение?

В следующих:

1. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от

Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение, во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых.

12. И жизни будущаго века. Аминь.

Кто так изложил учение веры?

Отцы Первого и Второго Вселенских Соборов.

Что такое Вселенский Собор?

Собрание пастырей и учителей Христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной, для утверждения истинного учения и благочиния между христианами.

Сколько было Вселенских Соборов?

Вселенских Соборов было семь:

Первый – Никейский (325 г.);

Второй – Константинопольский (381 г.);

Третий – Ефесский (431 г.);

Четвертый – Халкидонский (451 г.);

Пятый – Константинопольский II (553 г.);

Шестой – Константинопольский III (680 г.);

Седьмой – Никейский II (787 г.).

Откуда взято правило проводить Соборы?

Из примера апостолов, которые держали Собор в Иерусалиме (Деян. Гл. 15)

Основанием сего служит также изречение Самого Господа Иисуса Христа, дающее определениям Церкви такую важность, что преслушавший оные оказывается лишенным благодати, как язычник. Способ же, которым Вселенская Церковь высказывает свои определения, есть Вселенский Собор

Повеждь Церкви: аще же и Церковь преслушает, буди тебе, якожеязычник и мытарь (Мф. 18, 17).

Для чего в особенности собраны были Первый и Второй Вселенские Соборы, на которых составлен Символ веры?

Первый – для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.

Второй – для утверждения учения о Святом Духе, против Македония, который нечестиво мыслил о Святом Духе.

Давно ли были Соборы сии?

Первый – в 325 году по Рождестве Христовом, а Второй – в 381 году.

1. Далее по всему тексту книги слова вопрос и ответ будут опущены и будут различаться шрифтом: вопросы напечатаны жирным шрифтом, а ответы – обычным.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий