Киберпанк

Киберпанк в изобразительном искусстве

Современные художники также обращают внимание на этот жанр. Николас Хайатт – концепт-художник, работы которого мелькают в тематических изданиях, специализирующийся на разработке концептов для тематических изданий, киноиндустрии и компьютерных игр

Николас Хайатт – концепт-художник, работы которого мелькают в тематических изданиях, специализирующийся на разработке концептов для тематических изданий, киноиндустрии и компьютерных игр.

Киберпанк
Работа Николаса Хайатта

John Wallin Liberto иллюстратор, который также принимает участие в разработке графики для игр.

Киберпанк
Работа John Wallin Liberto

Работы Даниэля Доцу участвуют в различных выставках, появляются в публикациях и т. д.

Киберпанк
Работа Даниэля Доцу

Творчество Дариуша Завадского также заслуживает внимания. Его работы демонстрируют мрачный гротескный мир.

Киберпанк
Работа Дариуша Завадского

Шинго Matsunuma занимается компьютерной живописью.

Киберпанк
Работа Шинго Matsunuma

Киберпанк арт

КиберпанкКороткометражный фильм «Слёзы стали», автор Давид Ревуа, 2012 г., подготовка фильма.

Для киберпанка характерно:

  • антиутопия ближайшего будущего, где человеку сложно выжить без технологий;
  • ограниченные ресурсы/голод и/или сложности с климатом;
  • правительство либо бессильно, либо коррумпировано, что означает произвол закона и порядка;
  • раздробленность общества;
  • люди растут с помощью передовых технологий, которые поддерживают их в жизни, но одновременно и контролируют;
  • у людей могут быть на теле какие-то кибернетические улучшения, позволяющие напрямую взаимодействовать с кибернетической средой, дополнительное хранилище памяти и др.;
  • использование искусственных конечностей и органов чувств;
  • герои обычно идут «против системы» (правительства или мегакорпораций — тех, кто злоупотребляет или использует обычного человека);
  • зачастую киберпанк напоминает детективные романы 40-х и 50-х: когда главный герой циничен, он неудачник или преступник; предпочитает не лезть не в своё дело, но у него не остаётся другого выбора; он пытается добиться справедливости в мире, где справедливости нет;
  • правительства могут принимать одну из двух форм: они либо жалки и бессильны, либо всемогущие угнетатели;
  • единственная свобода, которая есть у человека — это киберпространство, поэтому мегакорпорации пытаются им управлять, а человек хочет там жить, автор решает, как он это киберпространство видит, но в основном его изображают как что-то, где можно делать всё.

КиберпанкИзображение от Pretty Sleepy Art, 2018 г.

Ви ли это?

Разработчики утверждают, что «Ви – это вы», но у меня такого впечатления не сложилось — по крайней мере, судя по тому, что я видел. В отличие от молчаливых протагонистов условных Fallout, Ви периодически говорит сам(а), не спрашивая у вас разрешения. Вариантов ответа в сюжетных квестах тоже не так уж много: вместо того, чтобы давать игроку иллюзию типа «да/нет/сарказм», Cyberpunk 2077 ограничивается обязательным «да» и опциональным «расспросить побольше».
В сайдквестах, конечно, всё иначе. Например, взявшись навечно заткнуть детектива, сующую нос не в своё дело, можно не убивать её, а наоборот, поведать, кто её заказал. Но и тут диалоги скорее утилитарные: мы принимаем решения за героя, но не определяем его характер. В этом плане Ви напоминает Геральта, хоть разработчики и подчёркивают, что в этот раз свободы действий будет больше. Так, старший дизайнер квестов Филипп Вебер уверяет, что отыгрыш в диалогах тоже будет присутствовать.

Филипп Вебер: Я бы сказал, что вы можете в достаточной степени контролировать характер своего персонажа. Его происхождение и характеристики откроют новые варианты в диалогах. Более того, одни и те же реплики, сказанные разным персонажам, будут иметь разные эффекты: кому-то они понравятся, кому-то нет. Это тоже стоит учитывать при отыгрыше, ведь персонажи запомнят, как вы себя вели с ними.

Киберпанк

Вскоре после начала игры Ви и Джеки должны добыть высокотехнологичного дроида с фабрики, принадлежащей группировке «Мальстрём». Робот украден у корпорации «Милитех», и Ви может обратиться к её представительнице, чтобы заручиться поддержкой в виде агентов компании и заражённого вирусом кредитного чипа для покупки дроида.
При общении с главарём «Мальстрёма» можно молча отдать ему чип, предупредить о ловушке или расплатиться из собственного кармана, чтобы никого не обидеть. Но, конечно, можно в любой момент открыть огонь и просто перебить всю банду. Предыдущего главаря «Мальстрёма», которого пытали его бывшие подчинённые, можно оставить взаперти, взорвать с помощью удобного детонатора или освободить. CDPR обещает, что у каждого решения будут последствия — относительно и «Мальстрёма», и «Милитеха», если вы решили сотрудничать с корпорацией (или разоблачить её).

Этот сегмент разработчики показывали ещё в 2018-м

Киберпанк в играх

Современные игры, также часто начали затрагивать тематику киберпанка. При этом поднимаются довольно серьезные вопросы. Так, например, в серии Deus Ex хорошо описан антиутопический мир будущего, в котором, несмотря на технологическое развитие, полнейший крах экономики, террористические нападки и весьма заметное социальное расслоение. Так же в Deus Ex хорошо проработана проблематика искусственного улучшения организма человека.

Киберпанк
Главный герой игры Deus Ex: Human Revolution

А вот игра Syndicate также рассказывает об антиутопическом будущем, но сюжет крутится вокруг коммерческих организаций, которые правят миром и контролируют население помощью вживленных в мозг чипов.

Хакерам уделено внимание в играх Watch Dogs. В этом игровом мире описывается система «ctOS», которая контролирует весь город и знает всё о каждом жителе

Главный персонаж игры использует возможности этой системы в своих, порой корыстных целях.

Как зародился киберпанк

Само слово «киберпанк» начало свой путь в одноимённом рассказе, написанном в 1983 году Брюсом Бетке. Однако содержание этого произведения не соответствовало направлению киберпанк в современном его понимании. Просто один из персонажей носил панковскую причёску и был хакером, которые, как известно, промышляют в киберпространстве. Вот так и образовалось слово «киберпанк».

Первые научно-фантастические романы в таком жанре начал писать некий Уильям Гибсон. Благодаря своей книге «Нейромант» он стал самым известным писателем в жанре киберпанк. К слову, киберпанком его произведения начали называть те, кто писал на них рецензии.

Самомотивация технаря: уравнение прокрастинации, эффект шредера и трюки с едой

Технотекст 2020

Привет! Меня зовут Игорь, я занимаюсь машинным обучением в Lamoda. До этого я несколько лет работал в науке, что сильно сформировало мое мышление в технарскую сторону.
Когда занимаешься наукой, иногда приходится делать не очень увлекательные вещи. Например, заполнять бюрократические бумажки, писать статьи и делать публикации в журналах, выступать на конференциях. Иногда очень тяжело себя заставить. Я два раза писал кандидатскую диссертацию в разных странах, и каждый раз это шло через усилие. В тот момент я задумался: наверняка есть люди, которые испытывали то же самое, и возможно, у них есть фреймворк, который можно использовать. Так и оказалось! Я нашел несколько интересных решений и опробовал на себе.
Этими находками я решил поделиться в этой статье.

  • Поговорим про мотивацию самого себя, а не кого-то другого;
  • Узнаем, что такое мотивационное уравнение и как его использовать;
  • Разберём, как влиять на факторы мотивации;
  • И какие есть сервисы и инструменты для этого.

Это статья не про мотивацию сотрудников Lamoda, а про мотивацию, которую я нашел для себя.

Образы[править]

Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine?
— SHODAN

В основном персонажами киберпанка являются хакеры, которые, будучи маргиналами и панками в хорошем смысле слова, противостоят Системе — аллегорически, представляя её в виде башни, Вавилона, небоскрёба на тысячи рабочих мест офисного планктона, Олимпа, с которого вершатся судьбы тех, кто обитает на дне общества. Однако же, если в самом начале пути, Сеть видится как главный инструмент преобразований, с помощью которого можно сломать Систему, то после того, как система оказалась сломанной, оказалось, что хакеры уже не герои, бесстрашно прорубающиеся через лёд систем защиты дабы спасти мир, а просто жалкие неудачники, которым не до геройств — выжить бы, найти свою социальную нишу. И действительно, Интернет сделал невозможным доминирование мегакорпораций, но вместе с тем породил законодательство, регулирующее жизнедеятельность интернет-сообществ, и все несогласные были вынуждены убраться в теневой сегмент Сети — туда, где их не смогут найти, но и откуда нет никакой возможности влиять на события без опасности быть пойманным. Это, собственно, к вопросу о концовке предыдущей части.

В остальном, киберпанк с поправкой на информационную эру — полностью повторяет основные черты нуара вплоть до роковых женщин и отсутствия перспективы жить долго и счастливо в конце.

Литература

  • Storming the Reality Studio: A Casebook of Cyberpunk & Postmodern Science Fiction (edited by Larry McCaffery). — Duke University Press, 1991. — 387 с. — ISBN 0822311682.
  • Bruce Sterling. The Hacker Crackdown, Law and Disorder on the Electronic Frontier. — Bantam Books, 1992. — 328 с. — ISBN 055356370X.
  • Katie Hafner, John Markoff. Cyberpunk : Outlaws and Hackers on the Computer Frontier. — revised. — Simon & Schuster, 1995. — 396 с. — ISBN 0684818620.
  • Dani Cavallaro. Cyberpunk and Cyberculture: Science Fiction and the Work of William Gibson. — illustrated. — Continuum International Publishing Group, 2000. — 258 с. — ISBN 0485006073.
  • Дмитрий Тарабанов. Киберпанк // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. — Вып. 2. — С. 22-25.
  • Михаил Попов. Киберпанк 1980: модель для сборки // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. — Вып. 2. — С. 46-52.
  • Сергей Вакуленко. Предсказание темного будущего // Мир фантастики : журнал. — Москва: ТехноМир, 2004. — Вып. 2. — С. 91-93.

Музыка

Некоторая музыка ассоциируется с киберпанком в силу своего определённого звучания, эстетического стиля или музыкального содержания. Также здесь речь может идти и о музыке, которая так или иначе связана с тематикой киберпанка (например, это может относиться к группам, которые пишут тексты на темы будущего кибер-прогресса, дистопии и места человека в этом мире). Жанр электронной музыки в целом наиболее полно отражает настроение и атмосферу этого направления. Поэтому многие композиции в духе киберпанка относятся к следующим стилям: индастриал, техно, нойз, EBM, глитч, эмбиент, транс, хаус, нейрофанк, IDM, и прочим направлениям электронной музыки. Также могут изредка встречаться вкрапления фольк-музыки (зачастую, японской) и даб.

Например, многие композиции из саундтрека к игре Deus Ex, созданные Александром Брэндоном (а также Михиль ван ден Босом и некоторыми другими), выдержанные в основном в стилях эмбиента и техно, можно отнести к киберпанку. Также к нему можно отнести и композиции из саундтрека к игре «Deus Ex: Human Revolution», созданные музыкантом Майклом МакКэном (Michael McCann), которые сохраняют некоторые музыкальные мотивы из предыдущих игр серии и сочетают в себе такие стили, как «высокотехнологичный» эмбиент и брейкбит.

Киберпанк сегодня

Киберпанк

На какое-то время ажиотаж вокруг киберпанка (и его наследника с приставкой «пост») поубавился. Даже фильмы вроде «Матрицы» или «Особого мнения» в открытую никогда не считались чистыми представителями жанра. Время от времени выходили киберпанковские истории — как на Западе, так и на русском — однако гораздо чаще их просто причисляли к фантастике.

Сама идея киберпанка тоже казалась устаревшей. Популярностью начинали пользоваться идеи биотехнологий или космической научной фантастики, а то и вовсе актуальным становился постапокалипсис или антиутопии. Но научно-технический прогресс на месте тоже не стоял, и в какой-то переломный момент эстетика киберпанка начала возвращать былую популярность.

В комиксах жанр прекрасно представлен благодаря, например, «Трансметрополитену» Уоррена Эллиса и «Токийскому призраку» Рика Ремендера. В кино пришло время экранизаций: «Призрак в доспехах», «Бегущий по лезвию 2049», «Алита: Боевой ангел». Антология «Черное зеркало» стала одним из самых нашумевших проектов Netflix, а вышедший в 2018 году сериал «Видоизмененный углерод» был тепло воспринят зрителями и получил продление на второй сезон. Ожидается экранизация и «Нейроманта» Уильяма Гибсона. А компьютерная игра от разработчиков «Ведьмака» Cyberpunk 2077 считается одним из самых ожидаемых проектов ближайших лет.

На подъеме киберпанк и в книгах. Майкл Суэнвик пишет ироничный и приключенческий цикл «Даргер и Довесок», в котором киберпанк сочетается с элементами постапокалипсиса и сатирической фантастики. Мэттью Мэзер написал реалистичный «Кибершторм», в котором раскрыл проблемы кибертехнологий уже в наше время. Аннали Ньюиц в романе «Автономность» сделала ставку на биотехнологии, однако при этом изобразила будущее, близкое по духу к киберпанку, с огромным множеством элементов хай-тека. По похожему пути пошел Леви Тидхар в романе «Центральная станция».

Киберпанк

Сегодня одни только неоновые вывески на фотографии вызывают ассоциации с киберпанком. Понятие жанра стало настолько размытым, что, с одной стороны, порождает вечные споры «А можно ли это причислить к киберпанку?», но вместе с тем доказывает, что жанр жив — просто обрел более широкие рамки. С другой стороны, если истинный киберпанк подразумевал игру контрастов («высокие технологии и низкая жизнь») и протестный, «панковский», настрой — тогда нынешнюю волну правильнее отнести именно к посткиберпанку.

Феномен. Цикл рассказов «Свойство слоя»

Частный слой ac:mblab:000121358554
16:45 23 июня 2087 год
Профессор Лекс голосом активировал записывающего бота, тот бесшумно взлетел, разместившись в центре ярко освещенной лаборатории. Ученый дрожащими руками сложил все бумаги с записями в идеально ровную стопку, лежащую в центре стола и обратился к испуганному молодому человеку, сидящему напротив.
— Это произошло на 3048 слое 20 лет назад. Вир с полным перекрытием объективной реальности, глухая стилизация под какой-то классический шутер от первого лица — банально и уныло. Переулок превратился в набор размытых текстур с низким разрешением и без какой-либо фактуры, об углы домов, казалось, можно порезаться. Обычая поделка увлекающегося древностью богатого гика, отдающего дань давно никому не нужным произведениям прошлого.
Потерпевшего звали Элрон Окс и он стал частью этого переулка в самом прямом смысле — его тело было наполовину погружено в плоскость дома — бедро правой ноги, таз, живот, локоть левой руки утонули в реальной стене, которая скрывалась за стилизованной визуализацией слоя.
Элрон ничего не говорил, не реагировал на речь других, но активно пытался выбраться из топологической западни. Самое же поразительное в том, что в нулевом слое физический Элрон Окс был уже как 12 часов мертв, как и его аватары в остальных двадцати с половиной миллионах публичных виртуальных реальностях. Но не в слое 3048.

Стиль и характер

Виднейшими представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джон Ширли (John Shirley); многие также считают представителем киберпанка или одним из его предшественников Филипа Киндреда Дика (Phillip Kindred Dick), который не вписывается в хронологические рамки киберпанка. В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка встречаются в большом множестве произведений научной фантастики.

Жанр близок к антиутопии. По словам редактора фэнзина Nova Express Лоренса Персона:

Сюжеты киберпанка часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями и тяготеют к ближайшему будущему Земли чаще, чем к обстановке далёкого будущего или галактических перспектив, которые можно найти в классических фантастических романах, таких, как «Основание» Айзека Азимова или «Дюна» Фрэнка Герберта. Миры киберпанка имеют иной масштаб, это, как правило, постиндустриальные антиутопии. Произведения в стиле «киберпанк» описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»).

Атмосфера жанра частично перекликается со стилем «фильм-нуар», а относящиеся к нему литературные работы часто используют приёмы детектива. Также киберпанк схож с готикой, где ключевыми являются упадок, беспомощность, нерешительность, безумие, паранойя, преследование, таинственность, беспокойство, страх.

К киберпанку ошибочно могут причисляться произведения других поджанров (такие, как литRPG) из-за акцента на информационных технологиях и виртуальной реальности, хотя их стоит относить к киберфантастике, так как признаки киберпанка у них отсутствуют.

Философия в IT как вершина созидания жизни

Доброго времени суток, Хабрачане!
С большим удовольствием, представляю вашему вниманию свою новую статью об искусстве в мире IT! Мою прошлую статью вы активно читаете, комментируете и голосуете за неё. Спасибо вам за это! Как благодарный автор, я постарался учесть все ваши пожелание и в кратчайшие сроки смог собрать много информации про разные фильмы и сериалы.
Сегодня подборка оказалась очень не простой. Здесь я собрал лучшие, на мой взгляд, фильмы и сериалы про философию в IT. Помимо простого рассказа о картинах, я постарался понять именно их философию и о результате своих трудов сейчас расскажу. Сам же я занимался созданием искусственного интеллекта, хотя и являюсь сетевым администратором. Я уже рассказывал в одной из предыдущих статей о том, как эти два направления начали своё сращивание. Упомянул я об этом не просто так, а для того чтобы рассказать, что я имею представление о том, о чём пишу.

Фильмы и телевидение

КиберпанкФутуристический Лос-Анджелес 2019 года в киберпанковском фильме «Бегущий по лезвию» (1982)

По мнению Карло Каваньи, обозревателя сайта AboutFilm.com, фильм «Бегущий по лезвию», снятый режиссёром Ридли Скоттом по роману Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» и вышедший на экраны в 1982 году, стал первой кинокартиной, которую можно отнести к жанру киберпанк. Действие фильма происходит в антиутопическом будущем 2019 года. Опуская религиозные и мифические элементы оригинального романа Дика, картина более чётко укладывается в рамки жанра киберпанка, чем роман.

Позднее Уильям Гибсон признал, что после первого просмотра фильма он был поражён, насколько атмосфера фильма совпадала с его видением во время работы над «Нейромантом». Тон фильма стал образцом для множества киберпанк-фильмов. Несколько работ того же Уильяма Гибсона были адаптированы для киноэкрана: «Джонни-мнемоник» (1995), «Отель „Новая роза“» (1998), но они провалились как в прокате, так и у критики. 1990-е стали периодом расцвета киберпанка в кино, после чего в 2000-е интерес к нему снизился.

В 2010-е наблюдается возвращение интереса кинематографистов к киберпанку, но уже в рамках ретро-ностальгии. Регулярно снимаются фильмы в этом жанре, однако чаше всего это ремейки или продолжения известных киберпанк-картин прошлого: «Вспомнить всё», «Робокоп», «Призрак в доспехах», «Трон: Наследие». Как правило, такие картины не имеют успеха у критиков и зрителей; исключением стал фильм «Бегущий по лезвию 2049», получивший одобрение критиков и ряд престижных премий, но всё равно провалившийся в прокате.

Посткиберпанк. Нил Стивенсон и другие

Киберпанк

Эстетика мрачного неонового будущего, в котором в обиход вошла массовая кибернетика, оставалась привлекательной. Вот только особый «протестный андеграундный заряд» больше не требовался — и это доказал Нил Стивенсон, чей роман «Лавина» стал глотком свежего воздуха и во многом перезапустил движение киберпанка.

В отличие от Гибсона и Стерлинга, Стивенсон был не понаслышке знаком с компьютерными технологиями и программированием, а потому изначально обладал более трезвым взглядом на будущее технологий. В «Лавине» автор изобразил мир, поделенный на бесчисленное множество корпораций. Неторопливым, ироничным, образным языком он рассказывал историю «завтрашнего дня». По прошествии почти 30 лет роман не полностью воплотился в реальность, однако многие вещи — вроде мобильных телефонов и Интернета — стали повседневной обыденностью.

В «Лавине» Стивенсон описал виртуальную реальность под названием Метавселенная. В нее может войти любой человек планеты почти из любого места (если есть оборудование). Если оставить за скобками распространение виртуального вируса, опасного и для реального мира, то Метавселенная по своей сути предвосхитила появление социальных сетей и современных VR-технологий.

Киберпанк

Следующий роман Стивенсона, «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» вновь вызвал ажиотаж. Автор заглянул еще дальше, чем в «Лавине», и описал век нанотехнологий, в котором грань между «высшим обществом» и остальным человечеством невероятно велика. Сюжет разворачивается вокруг нищей девочки Нелл, в руки к которой случайно попадает интерактивный учебник для воспитания аристократок.

После прочтения «Алмазного века» основатель Amazon Джефф Безос показал книгу своим сотрудникам со словами: «Это ваш бизнес-план».

Пожалуй, важной особенностью посткиберпанка стало то, что антигерои, которые жили ради самих себя, сменились на героев, старающихся во благо мира. И вслед за Нилом Стивенсоном в посткиберпанк «ударились» другие авторы — например, Джефф Нун («Вирт»), Ричард Морган (трилогия «Видоизмененный углерод»), Майкл Суэнвик и множество других

В 90-ых рассвет киберпанка пришелся на кино («Матрица», «Вспомнить все», «Тринадцатый этаж») и аниме («Призрак в доспехах», «Эксперименты Лэйн»). В Россию киберпанк пришел с опозданием, но здесь тоже появился ряд примечательных историй: романы Александра Тюрина, «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, «Демосфера» Ильи Новака, «Дзен-софт» Алексея Верта.  

Стрелять или не стрелять

Жёсткой системы классов в Cyberpunk 2077 нет: вы вольны развивать любые характеристики, навыки и перки на свой вкус, а там уж как получится.
Из шести характеристик, показанных в геймплейном ролике 2018 года, остались пять. Сила повышает здоровье и выносливость, увеличивает урон в ближнем бою и позволяет решать некоторые вопросы, извините за тавтологию, грубой силой. Например, на фабрике «Мальстрёма» можно вырвать охранные турели с корнями и использовать их как портативные пулемёты.
От реакции зависит шанс критического попадания, точность стрельбы и вероятность вражеского промаха. Интеллект делает взлом проще и даёт больше памяти для хакерских программ: вложитесь в него и сможете дистанционно ломать вражеские импланты. Техника увеличивает броню и шанс собрать ингредиенты для крафта; она же нужна для взлома особо хитрых устройств, вроде тех же турелей. Наконец, крутизна даёт бонусы к стелсу, критическим попаданиям и защите от разных эффектов.
У каждой из пяти характеристик есть отдельное дерево способностей, полное пассивных перков вроде улучшенной регенерации здоровья или снижения урона от падения. Каждый уровень дарит очки, которые можно потратить на характеристики и перки, а вот навыки улучшаются по мере использования, как в The Elder Scrolls. Это довольно закономерно: если много машете кулаками или стреляете, то прокачиваете соответствующие навыки.

Киберпанк
Пройти игру совсем без имплантов не получится: некоторые из них Ви получает по сюжету. Лимита на количество аугментаций в Cyberpunk 2077 нет, в отличие от CP2020: разработчики сочли, что в видеоигре он был бы не очень уместен

Из «железа» игра предлагает широкий ассортимент оружия и имплантов. Последние обладают несколькими степенями редкости, так что за максимально эффективными «легендарками» придётся поохотиться. Это, как и боевая система с вылетающими из врагов циферками урона, навевает мысли о Borderlands. В Cyberpunk 2077 не получится играть как в шутер: если Ви второго уровня разрядит дробовик в лицо дамочке седьмого уровня, та максимум поморщится и убьёт героя с пары выстрелов. То есть хедшоты, конечно, есть, и после релиза народные умельцы наверняка найдут какие-нибудь хитрые тактики, но факт остаётся фактом. Это RPG, и характеристики тут имеют огромное значение. К счастью, об уровне врагов и заданий игра всегда предупреждает заранее – чтоб вы знали, куда лезете.
В целом, перестрелки оставили смешанные впечатления. Возможно, я не подобрал оружие себе по вкусу или подсознательно ждал чего-то вроде новых Deus Ex, где оружие работало более интуитивно, без оглядки на уровень прокачки. Здесь же стрелять было совсем не так интересно, как проходить по-тихому. Ведь в таком случае зачистка локации потребует чёткого планирования и исполнения, а это ощущается куда более тематично, чем тупая резня. Тем более, что хакнуть можно почти всё что угодно: многочисленные экраны, компьютеры, камеры, турели, двери, импланты, даже вентиляторы под потолком. Ну и самих людей, конечно. Зачем марать руки, если можно заставить врага убить себя?

Киберпанк
Что можно делать с врагами при помощи кибердеки? Наносить урон коротким замыканием или перегревом, ослеплять перегрузкой оптики, обманывать ложной тревогой, вызывать сбои в работе оружия и, конечно, толкать на самоубийство приступом киберпсихоза

Филипп Вебер: Гибкая система классов должна дать игроку наибольшую свободу. Взлом подходит не только стелсу, но и более агрессивному стилю игры. Один из наших тестеров любит ходить с дробовиком и хакать врагов, чтобы они взрывались или стреляли друг в друга. Или же вы можете стать киберниндзя, набрав себе стелс-умений, не связанных со взломом: прокачать прыжки и бесшумное передвижение, двигаться быстрее, делать подкаты, пользоваться крайне мощными атаками ближнего боя или метать ножи.

Анимация и манга

Темы киберпанка широко распространены в аниме и манге. В Японии, где популярен «косплей» и к подобным модным течениям примыкают не только подростки, киберпанк был быстро принят, а его влияние широко распространилось. Действие романа «Neuromancer» Уильяма Гибсона, чьё влияние преобладало в раннем киберпанк-движении, также происходит в Чибе, одном из крупнейших японских промышленных районов, хотя во время написания романа Гибсон не знал о местоположении Чибы и не имел ни малейшего представления, насколько город соответствует его видению. Воздействие киберпанка на мысли и литературу в середине 1980-х годов позволило ему проникнуть в японскую культуру. Даже несмотря на то, что большинство аниме и манги создаётся в Японии, киберпанк-аниме и манга имеют более футуристический, и потому более международный характер, так что их аудитория оказывается значительно более широкой, не ограничиваясь Японией.

Уильям Гибсон сейчас частый гость в Японии, и он обнаружил, что многие его фантазии о Японии стали реальностью:

Киберпанк вдохновил множество анимационных работ в данном жанре — как отдельные работы, так и целые серии:

  • (1985-1989)
  • Neo Tokyo (1986)
  • (1986)
  • Black Magic M-66 (1987)
  • AD.Police Shuuen Toshi:
    • Bubblegum Crisis (1987-1991)
    • A.D. Police Files (1990)
    • Bubblegum Crash! (1991)
    • Bubblegum Crisis Tokyo 2040 (1998)
    • A.D. Police: To Protect and Serve (1999)
    • (2003)
  • Akira (1988)
  • RoboCop:
    • RoboCop: The Animated Series (1988)
    • (1998–1999)
  • Dominion:
    • Dominion: Tank Police (1988-1989)
    • New Dominion Tank Police (1993-1994)
    • TANK S.W.A.T. 01 (2006)
  • Mobile Police Patlabor:
    • Patlabor: Early Days (1988-1989)
    • Patlabor Minimum (2002)
    • Patlabor Reboot (2016)
  • Appleseed:
    • Appleseed OVA-1 (1988)
    • Appleseed (2004)
    • Appleseed Ex Machina (2007)
    • Appleseed XIII (2011)
    • Appleseed Alpha (2014)
  • (1989)
  • Goku Midnight Eye (1989-1989)
  • Cyber City Oedo 808 (1990)
  • (1991–1995)
    • Silent Mobius: The Motion Picture (1991)
    • Silent Mobius: The Motion Picture 2 (1992)
    • Silent Mobius (1998)
  • Alita:
    • Battle Angel (1993)
    • Gunnm 3D Special (2000)
  • (1993)
  • Macross Plus (1994)
  • Armitage:
    • Armitage III (1995)
    • Armitage II (2002)
  • Ghost in the Shell:
    • Ghost in the Shell (1995)
    • Ghost in the Shell 2: Innocence (2004)
  • Serial Experiments Lain (1998)
  • Clover (1997-1999)
  • Gundress (1999)
  • Batman Beyond:
    • Batman Beyond (1999–2001)
    • Batman Beyond: The Movie (1999)
    • Batman Beyond: Return of the Joker (2000)
  • (2000-2001)
  • (2001)
  • Metropolis (2001)
  • Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (S.A.C.):
    • Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2002–2003)
    • Ghost in the Shell: S.A.C. 2nd GIG (2004–2005)
    • Ghost in the Shell: Stand Alone Complex — Solid State Society (2006)
  • The Animatrix (2003)
  • Code Lyoko (2003–2007)
  • Heat Guy J (2003)
  • Texhnolyze (2003)
  • Wonderful Days (2003)
  • BLAME!:
    • Blame! Ver. 0.11: salvaged disc by Cibo (2003)
    • Blame! Prologue (2007)
    • Blame! (2017)
  • Burst Angel:
    • Burst Angel (2004)
    • Burst Angel: Infinity (2007)
  • Pale Cocoon (2005)
  • SoltyRei (2005-2006)
  • (2005)
  • Aachi & Ssipak (2006)
  • Ergo Proxy (2006)
  • Paprika (2006)
  • Renaissance (2006)
  • (2006-2007)
  • Cyber Coil (2007)
  • Vexille (2007)
  • (2008)
  • Kaiba (2008)
  • Time of Eve:
    • Eve no Jikan (2008-2009)
    • Eve no Jikan Gekijouban (2010)
  • Baton (2009)
  • Technotise: Edit & I (2009)
  • Mardock Scramble:
    • Mardock Scramble: The First Compression (2010)
    • Mardock Scramble: The Second Combustion (2011)
    • Mardock Scramble: The Third Exhaust (2012)
  • aka Omnibus Project, ep. 4 — Buki yo Saraba / A Farewell to Weapons (2012-2013)
  • Stein’s Gate:
    • Steins;Gate (2011)
    • Gekijouban Steins;Gate: Fuka Ryouiki no Deja vu (2013)
    • Steins;Gate: Soumei Eichi no Cognitive Computing (2014)
    • Steins;Gate 0 (2018)
  • Psycho-Pass:
    • Psycho-pass (2012)
    • Psycho-pass 2 (2014)
    • Psycho-Pass: The Movie (2015)
    • Psycho-Pass: Sinners of the System (2019)
  • (2012)
  • Accel World:
    • Accel World (2012)
    • Accel World OVA (2012)
    • Accel World: Infinite Burst (2016)
  • Ghost in the Shell: Arise:
    • Ghost in the Shell: Arise (2013-2015)
    • (2016).
  • Blade Runner: Black Out 2022 (2017)

Пример полнометражного аниме: Яблочное Зёрнышко (Appleseed).

Мир киберпанка

Киберпанк
Кадр из Ghost in the Shell: Innocence, вызывающий прямые ассоциации с классикой киберпанка Уильяма Гибсона

Ничем не замутнённая синева — что-то вроде торговой марки, по которой их узнают везде. И по кругу на каждом зрачке крошечными заглавными буквами выведено — Zeiss Icon. Буковки словно парят, они мерцают, как золотые блёстки…
«Сожжение Хром»

Типичные элементы мира киберпанка таковы:

  • киберпространство
  • виртуальная реальность
  • искусственный интеллект
  • киборги, биороботы
  • городские трущобы в постапокалиптическом стиле
  • влиятельные крупные корпорации, т. н. дзайбацу
  • криминальные синдикаты, мафия
  • хакеры
  • киберпреступность, кибертерроризм
  • нанотехнологии, биоимплантаты
  • квантовая физика
  • генная инженерия
  • наркотики или необходимые для выживания лекарства

В некоторых киберпанковских произведениях большая часть действия происходит в киберпространстве, размывающем границу между действительностью и виртуальной реальностью. В таких произведениях описано прямое подключение человеческого мозга к компьютерным системам. Такой киберпанк изображает мир как тёмное, зловещее место, в котором Сеть управляет каждым аспектом жизни людей. Гигантские транснациональные корпорации подменяют собой правительства, обладая политической, экономической и даже военной силой. Тема борьбы аутсайдеров против тоталитарных или квази-тоталитарных систем типична для научной фантастики и киберпанка в частности, хотя в традиционной фантастике тоталитарные системы являются упорядоченными и государственными.

Среди главных героев в киберпанковских произведениях обычно присутствуют компьютерные хакеры, олицетворяющие идею борьбы одиночки против несправедливости. Намного чаще это бесправные, аморальные, «негероические» люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, чем замечательные учёные или капитаны космических кораблей, ищущие приключений. Одним из прототипов персонажей киберпанка стал Кейс из романа Гибсона «Нейромант». Кейс — «ковбой консоли», хакер, предавший мафию. Лишённый своего дара из-за полученной травмы, Кейс неожиданно получает уникальную возможность излечиться, при условии участия в незаконной операции с новоявленными компаньонами.

Как и он, многие киберпанковские протагонисты используются другими людьми или ИИ. Они оказываются в практически безысходных ситуациях, в которых они ничего не понимают. Это антигерои нового мира, неудачники, люди второго сорта, которым предоставляется шанс изменить мир.

Киберпанковские произведения часто используются как метафора современных беспокойств, вызванных крахами корпораций, правительственной коррупцией, развитием средств слежения и отчуждением. Киберпанк стремится взволновать читателей и призвать их к действиям. Часто это выражается бунтарством, которое можно описать как контркультуру контркультурной научной фантастики.

Близкое знакомство с авторами киберпанка показывает, что они почти всегда рисуют общество будущего, в котором правительства слабы и жалки… Популярные произведения Гибсона, Уильямса, Кэдиган и других описывают оруэлловское сосредоточение власти в XXI веке, но власть почти всегда оказывается в руках богачей или корпоративной элиты.

Киберпанк также иногда представляется как описание эволюции Интернета. Виртуальные миры часто выступают под разными именами, такими как «киберпространство», «Сеть» или «Матрица»

Важно отметить, что ранние описания глобальных коммуникационных сетей появились раньше распространения Всемирной паутины, тогда как фантасты, такие как Артур Кларк, предсказали их появление.

Также в киберпанке представлены возможности существования гражданских прав и обязанностей у ИИ, как у загруженного в компьютер человеческого разума, имеющего рассудок и самоанализ. Это вновь поднимает вопрос о том, что наличие разума, сравнимого с человеческим, должно давать таким субстанциям права и статус, подобные человеческим.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий