Кинесика как средство невербального общения

Что такое кинесика

Кинесика как средство невербального общения

Что такое кинесика? Это – наука, изучающая роль жестов, мимики, телодвижений и других неречевых проявлений в процессе общения. Одни из первых исследований кинесики были проведены Ч.Дарвином в труде о выражении эмоций у животных и человека. Понятие «кинесика» впервые было использовано Р. Бердвистелом в 1952 году.

В отличие от речи, кинетические проявления не так сильно подвластны волевому контролю. Зачастую они могут дать даже больше информации, чем слова. Жесты и мимика позволяют человеку более точно донести до собеседника смысл сказанного, выразить свое отношение к информации, детально раскрыть подробности. Слушающий человек с помощью невербальных средств считывает дополнительные сведения, может отличить правду ото лжи, а также просто поддержать говорящего и показать свою сосредоточенность на нем, например, кивком головы или мимическими проявлениями.

Поза

Позы, которые принимает человек во время общения, тоже могут рассказать о многом. Положение тела меньше всего подвержено сознательному контролю, поэтому поза собеседника говорит о его истинном состоянии гораздо красноречивее, чем мимика и жесты.

Так происходит потому, что людей с самого раннего возраста обучают владеть своими эмоциями и мимикой, а контролировать позу не учат. Поэтому именно положение тела, которое принимает собеседник во время разговора, лучше всего выдает его истинные чувства. В процессе общения, в зависимости от того, в какое русло повернула беседа, позы ее участников могут существенно меняться

Это тоже важно учитывать при передаче деловой или личной информации

Кинесика как средство невербального общения

Психологи выделяют три основные группы поз:

  • Открытость или закрытость. Если человек расположен к общению, он улыбается, его поза расслаблена, ладони раскрыты, туловище повернуто к собеседнику. Если человек закрыт, он скрещивает руки и ноги, отклоняется от собеседника, сцепляет пальцы.
  • Зависимость или доминирование. Человек, стремящийся к доминированию, может нависать над собеседником, похлопывать его по руке, плечу, смотреть сверху вниз. Зависимость выражается взглядом снизу вверх, опусканием головы.
  • Гармония или противостояние. Гармония выражается в позе, которая соответствует позиции собеседника. Противостояние проявляется в виде сжатых кулаков, выставленного вперед плеча, воинственно приподнятого подбородка, руках, расположенных на боках или на бедрах.

Походка

Кинесика как средство невербального общения

Походкой называется стиль передвижения человека. Он может многое сказать о своем обладателе. Например, тяжелая походка говорит о загруженности человека мыслями и о подавленном состоянии. Легкая, «летящая» – о приподнятом настроении и оптимистичном мышлении. Сгорбленный, с опущенной головой и шаркающий ногами человек часто оказывается неуверенным в себе, а выпрямленный и с умеренно высоко поднятым подбородком – имеет хорошую самооценку и весьма уверен в себе.

Человек с активной жизненной позицией и склонный к проявлению инициативы идет уверенно, большими шагами и умеренно размахивая руками. Руки в карманах или за спиной чаще всего прячут неуверенные в себе люди. Раздумывающий человек идет медленно, как будто отслеживая каждый свой шаг. С высоко поднятым подбородком и на выпрямленных ногах ходят люди, пытающиеся продемонстрировать свое превосходство над окружающими.

Современные подходы

Подходы зарубежных исследователей со временем менялись. Изучение стало более систематизированным, ориентированным на общественность, поведение внутри группы и интерактивность, а также понимание того, что невербальные сигналы могут иметь несколько целей и значений.
Современные подходы включают определение жестов, мимики и других элементов невербальной коммуникации как :

  • Эмблемы — движения или жесты тела, которые непосредственно переводимы в слово или фразу;
  • Иллюстраторы — жесты, сопровождающие или усиливающие вербальные сообщения;
    • Указатели — жесты, акцентирующие или подчеркивающие слова или фразы;
    • Идеографы — жесты, позволяющие отследить причинно-следственную связь сообщения;
    • Движения действия — указывают на реальный объект в пространстве;
    • Кинетографы — изображают движение тела;
    • Пространственные движения — выделяют пространственное соотношение;
    • Пиктограммы — рисуют картинку, относящуюся к объекту реплики;
    • Ритмические движения — настраивают ритм сообщения или ритм события;
  • Аффективные движения — показывают эмоции;
  • Регуляторы — контроль потока и темпа коммуникации;
  • Манипуляторы — высвобождение физического или эмоционального напряжения.

Является одним из подразделов паралингвистики.

Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимо целесообразными или делаемыми «просто так», для наблюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как «обмяк», «собрался», «встал, как вкопанный» и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:

  1. психическое состояние партнёра;
  2. его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу;
  3. желания, выражаемые без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дёрнулся);
  4. команды не вошедшие в текст — то, что осталось на уме — рефлекторный багаж расчётов, выраженный в обобщённой символической форме;
  5. как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;
  6. обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, то есть, можно предсказывать характер вывода.

Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:

  1. мода, холод, чистота, особенности одежды, помещения, стула и т. д.;
  2. партнёр копирует жесты в данный момент присутствующего человека;
  3. рефлекторно подключены двигательные реакции из прошлых моделей, даже без связи (якобы) с состоянием, которое жест обозначает;
  4. от слов, произнесенных в данный момент или раньше: если в подходящий момент группе людей сказать, например, «Тянет время», то кто-нибудь вытянет ноги или встанет, вытянется.

Но, независимо от причин их появления, жесты всегда — «знак возможного действия».

Правила интерпретации языка тела

О чем говорит нам язык тела? О многом, но нужно помнить, что вырывая какую то позу, жест, мимическое выражение из общего контекста нельзя составить верное впечатление, будет что-то «около». Существуют правила чтения языка тела:

  1. Возраст человека, профессия, должность накладывают свои отпечатки на язык тела – у ребенка мало жестов, больше мимических проявлений, у взрослого человека жестикуляция очень развита.
  2. Обильная жестикуляция или ее отсутствие не всегда говорит о том, что личность слишком эмоциональна или наоборот холодна. У высокообразованных людей с большим словарным запасом нет нужды в чрезмерной жестикуляции, для выражения себя, поэтому они могут выглядеть эмоционально равнодушными при богатой речи, но это не всегда так.
  3. Полная конгруэнтность речи, мимики, позы, жестов – отсутствие синхроничности указывает на то, что человек, что-то скрывает, не хочет разоблачения, лжет.

Язык тела – позы

Невербальная коммуникация раскрывает человека лучше, чем вербалика, общаясь с другими, наше подсознание намного быстрее получает данные о личности, но это не всегда это отслеживается сознанием, ведь многим знакомо чувство, когда вроде и человек неплохой, с которым происходит диалог, но что-то есть в нем отталкивающее или несоответствующее – все это потому, что подсознание заметило то, что разум не отметил. Сознательно изучая элементы невербальной коммуникации можно интерпретировать личность человека.

Значение поз человека в пространстве:

  • голова «вложена» в раскрытые ладони, локти стоят на столе – язык тела девушки, желающей быть замеченной мужчиной, находящимся в комнате, хочет выглядеть более привлекательной;
  • скрещение рук на груди «крендель» – отгораживание, интровертированность, проявление неуверенности;
  • съеживание – человек в состоянии защиты;
  • спиной к собеседнику – нежелание общаться;
  • рука подпирает подбородок – скука, отсутствие интереса;
  • голова склонена в сторону собеседника – испытывает искреннюю заинтересованность в разговоре.

Кинесика как средство невербального общения

Язык тела – мимика

Как понять язык тела, иногда очень важно получить достоверную информацию о человеке, речь можно отточить так, что никто не усомниться в искренности говорящего, но не нужно забывать, что тело «живет» в своем ритме и очень четко показывает истинное состояние человека. Что демонстрирует мимика лица:

  • глаза широко распахнуты, брови тянуться вверх, а уголки губ стремятся вниз – человек удивлен;
  • сощуренные глаза, губы плотно сжаты – признак гнева;
  • потухший взгляд, брови сведены, голова опущена – грусть, печаль снедает человека;
  • улыбка одним краешком губ – ухмылка, неверие;
  • улыбка одними губами без участия глаз – неискренность.

Язык тела – движения

Язык жестов и тела очень интересно наблюдать в динамике – это о многом может рассказать. Элементы языка тела, интерпретация движений:

  • игра большими пальцами, стремление их засунуть в карман пиджака или брюк – так часто делают мужчины, когда хотят показать свое превосходство, знак проявления сексуальной агрессии, надменность;
  • прикосновение к себе, украшениям – тревожность, неуверенность, попытка успокоиться;
  • поглядывание на часы, мобильный телефон, притопывание ногой – скука, нетерпение, желание уйти;
  • потирание глаз говорит об усталости;
  • поглаживание подбородка – сосредоточение, обдумывание чего-то;
  • ребром ладони «рубящие» движения – нетерпение, агрессия.

Кинесика как средство невербального общения

Язык тела в танце

В танце как нигде язык души и тела манифестирует состояние. С древних времен танец содержал в себе то, что говорить было запрещено и можно было зашифровать послание в виде телодвижений. Очень наглядно демонстрируют богатый спектр эмоций индийские танцы, где женщина выражает свои чувство посредством тысячи микродвижений глазами, руками, поворотом головы. Танец расскажет многое. Представительниц прекрасной половины человечества да и мужчин тоже часто интересует вопрос: как распознать язык тела в парном танце и понять партнера или партнершу?

Существует «скрытый» язык тела в танце:

встряхивает руками, вынимает пальцы из хвата – сигнализирует о том, что партнер сильно крепко держит руку;
рукой отстраняется от плеча партнера при близком контакте– дискомфорт, нужно больше пространства, важно ослабить объятья;
корпус тела партнера стремиться к близкому объятью – желание быть ближе;
песня закончилась, а контакт сохраняется – нравиться быть с партнером, хочет еще потанцевать.

Что такое кинесика?

Кинесика в психологии представляет собой науку, изучающую совокупность жестов, мимики и пантомимики, которыми сопровождается процесс человеческого общения. Свои телодвижения люди контролируют не так сильно, как слова, поэтому наблюдение за выражением лица собеседника и его жестикуляцией дает возможность получить дополнительную информацию. Нередко жестами и мимикой человек может выразить гораздо более важную информацию, чем та, которую он пытается донести словами.

Существуют и другие отрасли психологии, занимающиеся изучением особенностей невербальной коммуникации. Сюда относятся проксемика, исследующая пространственные взаимоотношения людей, и такесика, изучающая язык прикосновений.

Жесты

Жесты – это произвольные и непроизвольные движения руками и головой во время общения. Жестикуляция может многое сказать о самом человеке. Активные движения обычно присущи людям с экстравертированной направленностью личности, с сангвиническим или холерическим темпераментом, высоким уровнем уверенности в себе и хорошей самооценкой. Индивиды с интровертированной направленностью личности, меланхолики, флегматики, неуверенные в себе люди обычно проявляют достаточно скудный спектр жестов.

Движения головой и руками также многое говорят об актуальном состоянии человека. Чем активнее жестикуляция, тем больше человек заинтересован в разговоре и в том, чтобы его услышали. Очень слабые проявления жестикуляции или ее отсутствие часто говорит о том, что человеку неинтересна данная беседа. Также это может указывать на попытку обмануть собеседника.

Можно выделить три основные группы жестов:

Коммуникативные

Используются в любых видах общения, обычно сопровождают приветствия, прощание, попытки привлечь внимание к себе. К примерам можно отнести пожимание руки или махание ею.
Модальные

С их помощью человек выражает свое отношение к произнесенной или услышанной информации. Например, кивок головой в знак одобрения или отворачивание, означающее нежелание продолжать разговор.
Описательные. Это жесты, имеющие значение в контексте актуальной беседы. Например, человек жестами показывает размер пойманной рыбы или описывает с их помощью планировку своего строящегося дома.

Распространенные жесты

Жесты разных людей могут отличаться по своему значению, но существуют общепринятые движения, которые очень распространены в процессе общения. К ним относятся, например, такие проявления:

  • человек прикасается к ушам или почесывает их в знак того, что ему не нравится информация, которую он слышит;
  • потирает подбородок – испытывает скуку и отсутствие интереса;
  • поглаживает подбородок – размышляет и обдумывает;
  • постукивает пальцами и постоянно бросает взгляд на часы – торопится, нервничает или пребывает в нетерпении;
  • скрещивает руки на груди – скорее всего, не желает разговаривать;
  • потирает шею – не уверен в сказанной или услышанной информации;
  • закладывает руки за голову или за спину – пытается продемонстрировать свое превосходство перед собеседником;
  • прикрывает рот – что-то скрывает или недоговаривает, возможно, сообщает заведомо ложную информацию.

Проблема распознания жестов в национальных культурах

При интенсификации международной коммуникации встает вопрос не только необходимости изучения иностранных языков, но и важности анализа жестов в контексте другой культуры

Недостаточное внимание к особенностям восприятия жестов в другой культуре приводит к непониманию в процессе коммуникации, в том числе на переговорах и в PR-кампаниях транснациональных брендов.
Примеры несовпадения понимания жестов в российской культуре и других культурах  :

  • Открытая поза у женщин в Европе и Америке считается приличной и воспринимается положительно, но в Японии она признается аморальной;
  • Улыбка в американской культуре является привычным элементом любой коммуникации, в России люди улыбаются при общении только в случае, если партнер вызывает положительные эмоции;
  • Соединенные указательный и средний пальцы в вестернизированных культурах означают «ОК», но, к примеру, во Франции этот жест означает «ноль», а в Бразилии он считается сексуальным оскорблением. Это привело к скандалу, когда президент Р. Никсон выступал с речью в Бразилии и показал этот жест ;
  • Типичный «подзывающий» жест, когда рука поднята на уровень груди, пальцы направлены вверх и совершают покачивающие движения к себе, в арабских странах или Японии может быть истолкован как требование уйти;
  • Поднятый вверх большой палец, который в западных культурах является выражением одобрения, в арабских странах считается оскорбительным.

История понятия

Первой работой по теории невербальной коммуникации считается труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 года. Дальнейшие попытки научного анализа были предприняты в начале XX века.
Понятие «кинесика» было впервые использовано в 1952 году Рэем Бердвистелом, антропологом, который специализировался на невербальной коммуникации, в его труде «Введение в кинесику». Его целью было изучить, как люди общаются с помощью поз, жестов, положений и движений. Его идеи за несколько десятилетий были синтезированы, и была издана книга «Кинесика и контекст» (англ. Kinesics and Context). Интерес к кинесике в частности и невербальному поведению в целом возрос в конце 1960-х и начале 1970-х годов благодаря таким популярным массовым (неакадемическим) публикациям, как «Как читать человека, как книгу» П. Тайгера. Часть работы Бердвистела включала съемку людей в различных ситуациях и анализ их поведения с тем, чтобы показать элементы общения, которые не были ясно видны без нее. Один из его наиболее важных проектов — «Естественная история интервью» (англ. The Natural History of Interview), долгосрочное междисциплинарное сотрудничество, в том числе с Грегори Бейтсоном, Фридой Фромм-Рейхманн, Норманом А. Маккуоуном, Генри У. Бросином и др.

Опираясь на описательную лингвистику, Бердвистел утверждал, что все движения тела имеют смысл и что невербальное поведение имеет грамматику, которая может быть проанализирована в сходных терминах с разговорным языком. Таким образом, «кинема» «похожа на фонему, потому что она состоит из группы движений, которые не идентичны, но которые могут использоваться взаимозаменяемо, не затрагивая социального смысла».

По словам Бердвистела, слова несут не более 30-35% социального смысла беседы или взаимодействия, остальные 65-70% смысла имеют невербальные проявления. Он также пришел к выводу, что в этих кинесических проявлениях не было каких-либо универсалий. Это утверждение подвергалось сомнениям и стало источником научной дискуссии.

История понятия

Первой работой по теории невербальной коммуникации считается труд Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» 1872 года. Дальнейшие попытки научного анализа были предприняты в начале XX века.
Понятие «кинесика» было впервые использовано в 1952 году Рэем Бердвистелом, антропологом, который специализировался на невербальной коммуникации, в его труде «Введение в кинесику». Его целью было изучить, как люди общаются с помощью поз, жестов, положений и движений. Его идеи за несколько десятилетий были синтезированы, и была издана книга «Кинесика и контекст» (англ. Kinesics and Context). Интерес к кинесике в частности и невербальному поведению в целом возрос в конце 1960-х и начале 1970-х годов благодаря таким популярным массовым (неакадемическим) публикациям, как «Как читать человека, как книгу» П. Тайгера. Часть работы Бердвистела включала съемку людей в различных ситуациях и анализ их поведения с тем, чтобы показать элементы общения, которые не были ясно видны без нее. Один из его наиболее важных проектов — «Естественная история интервью» (англ. The Natural History of Interview), долгосрочное междисциплинарное сотрудничество, в том числе с Грегори Бейтсоном, Фридой Фромм-Рейхманн, Норманом А. Маккуоуном, Генри У. Бросином и др.

Опираясь на описательную лингвистику, Бердвистел утверждал, что все движения тела имеют смысл и что невербальное поведение имеет грамматику, которая может быть проанализирована в сходных терминах с разговорным языком. Таким образом, «кинема» «похожа на фонему, потому что она состоит из группы движений, которые не идентичны, но которые могут использоваться взаимозаменяемо, не затрагивая социального смысла».

По словам Бердвистела, слова несут не более 30-35% социального смысла беседы или взаимодействия, остальные 65-70% смысла имеют невербальные проявления. Он также пришел к выводу, что в этих кинесических проявлениях не было каких-либо универсалий. Это утверждение подвергалось сомнениям и стало источником научной дискуссии.

Проблема распознания жестов в национальных культурах

При интенсификации международной коммуникации встает вопрос не только необходимости изучения иностранных языков, но и важности анализа жестов в контексте другой культуры

Недостаточное внимание к особенностям восприятия жестов в другой культуре приводит к непониманию в процессе коммуникации, в том числе на переговорах и в PR-кампаниях транснациональных брендов.
Примеры несовпадения понимания жестов в российской культуре и других культурах  :

  • Открытая поза у женщин в Европе и Америке считается приличной и воспринимается положительно, но в Японии она признается аморальной;
  • Улыбка в американской культуре является привычным элементом любой коммуникации, в России люди улыбаются при общении только в случае, если партнер вызывает положительные эмоции;
  • Соединенные указательный и средний пальцы в вестернизированных культурах означают «ОК», но, к примеру, во Франции этот жест означает «ноль», а в Бразилии он считается сексуальным оскорблением. Это привело к скандалу, когда президент Р. Никсон выступал с речью в Бразилии и показал этот жест ;
  • Типичный «подзывающий» жест, когда рука поднята на уровень груди, пальцы направлены вверх и совершают покачивающие движения к себе, в арабских странах или Японии может быть истолкован как требование уйти;
  • Поднятый вверх большой палец, который в западных культурах является выражением одобрения, в арабских странах считается оскорбительным.

Современные подходы

Подходы зарубежных исследователей со временем менялись. Изучение стало более систематизированным, ориентированным на общественность, поведение внутри группы и интерактивность, а также понимание того, что невербальные сигналы могут иметь несколько целей и значений.
Современные подходы включают определение жестов, мимики и других элементов невербальной коммуникации как :

  • Эмблемы — движения или жесты тела, которые непосредственно переводимы в слово или фразу;
  • Иллюстраторы — жесты, сопровождающие или усиливающие вербальные сообщения;
    • Указатели — жесты, акцентирующие или подчеркивающие слова или фразы;
    • Идеографы — жесты, позволяющие отследить причинно-следственную связь сообщения;
    • Движения действия — указывают на реальный объект в пространстве;
    • Кинетографы — изображают движение тела;
    • Пространственные движения — выделяют пространственное соотношение;
    • Пиктограммы — рисуют картинку, относящуюся к объекту реплики;
    • Ритмические движения — настраивают ритм сообщения или ритм события;
  • Аффективные движения — показывают эмоции;
  • Регуляторы — контроль потока и темпа коммуникации;
  • Манипуляторы — высвобождение физического или эмоционального напряжения.

Является одним из подразделов паралингвистики.

Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимо целесообразными или делаемыми «просто так», для наблюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как «обмяк», «собрался», «встал, как вкопанный» и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:

  1. психическое состояние партнёра;
  2. его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу;
  3. желания, выражаемые без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дёрнулся);
  4. команды не вошедшие в текст — то, что осталось на уме — рефлекторный багаж расчётов, выраженный в обобщённой символической форме;
  5. как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;
  6. обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, то есть, можно предсказывать характер вывода.

Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:

  1. мода, холод, чистота, особенности одежды, помещения, стула и т. д.;
  2. партнёр копирует жесты в данный момент присутствующего человека;
  3. рефлекторно подключены двигательные реакции из прошлых моделей, даже без связи (якобы) с состоянием, которое жест обозначает;
  4. от слов, произнесенных в данный момент или раньше: если в подходящий момент группе людей сказать, например, «Тянет время», то кто-нибудь вытянет ноги или встанет, вытянется.

Но, независимо от причин их появления, жесты всегда — «знак возможного действия».

Жесты

Жестами называются различные движения руками и головой. Жестикуляция во время разговора также как и мимика несет в себе немало информации. Чем активнее беседа, тем интенсивнее становится жестикуляция ее участников.

Выделяют несколько основных видов жестов:

  • Коммуникативные – жесты, которые люди используют для приветствия, прощания, привлечения внимания и пр.
  • Модальные – с их помощью человек выражает свое отношение к собеседнику или ситуации (одобрение, неодобрение, удовлетворение, доверие или недоверие).
  • Описательные – жесты, которые используются только в контексте определенного разговора.

У представителей разных культур одни и те же жесты могут иметь совершенно разное значение. Например, приветствие у разных народов выражается по-разному: кивком, поклоном, поднятием руки, поцелуем, рукопожатием и даже столкновением головами. У некоторых национальностей принято обнюхивать друг друга, ударять приятеля кулаком по голове или плечу, изгибать руки в определенном жесте и многое другое.

Вследствие этого между представителями разных культур часто возникает недопонимание. Иностранцам многие жесты кажутся странными и необычными. Например, во многих странах основным жестом приветствия является рукопожатие. Но представители некоторых наций считают физический контакт между малознакомыми людьми неприемлемым.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий