Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий

Как правильно носить

Ермолка, пошитая классическим способом, имеет значительный вес, поэтому держится на голове сама по себе. Раввины дают советы надевать кипу (примеряя различные варианты) перед зеркалом до тех пор, пока она прочно не сядет на макушке. Есть также следующее утверждение: если шапочка не свалилась с головы у человека, который провел в ней целую ночь в постели, значит это и есть самый подходящий размер для него. Однако нередки такие случаи, когда из-за легкого материала она плохо держится между кудрями и слетает. Для таких вариантов у евреев предлагаются специальные заколки. У многих любопытных возникает вопрос: как держится ермолка на свежевыбритой голове. Если она слетает при свободном надевании, можно прикрепить с помощью силиконовой резинки или двустороннего скотча. Дети, активно проводящие время на улице, чтобы не носить заколок и всевозможных прищепок, надевают на кипу сверху бейсболку, так она точно не свалится с головы.

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий

Обслуживание измерительных устройств

От качества работы КИП иногда зависит очень многое, поэтому эти устройства должны обладать такими характеристиками, как надёжностью, долговечностью, безотказностью и быть доступными в ремонте.

Для избежания ошибок при измерениях КИП нуждаются в своевременных профилактических работах и регулярных проверках на достоверность показателей. Мастер обязательно должен следить за состоянием и условиями хранения измерительных устройств, протирать сухой тряпкой циферблаты, шкалы и гнёзда сигнальных датчиков.

Перед началом работы надо убедиться в герметичности соединений и желательно сделать контрольное измерение. Неисправные приборы необходимо вовремя заменять новыми или своевременно ремонтировать.

На крупных предприятиях существуют целые бригады и отделы инженеров и слесарей КИП, которые следят за состоянием и исправностью приборов и автоматики.

На бытовом уровне приходится часто сталкиваться с различными измерительными устройствами. Они стали привычны и обыденны, но тоже требуют правильного обращения и соблюдения правил техники безопасности. Простейший датчик в стиральной машине при неисправности может принести множество неприятностей. Датчик температуры на бытовых утюгах расположен на нагреваемой поверхности и при обычном загрязнении выдаст недостоверные данные.

При правильном уходе и хранении контрольно-измерительных устройств любой быт, ремонт, отдых становится легче и приятнее.

КИПиА в бытовой технике

Посмотрите на любой прибор, которым вы пользуетесь дома. Будь это стиральная машина или обычный утюг. Во всех них установлены приборы, измеряющие тот или иной параметр, контролирующие его и по необходимости изменяющие. Во многих из них контролируется горячая вода, особенно это касается системы отопления (котлы, радиаторы). Есть приборы, в которых контролируется воздух – кондиционеры, конвекторы. Или электричество (напряжение и сила тока), к ним относятся утюги, мультиварки, масляные отопительные радиаторы и так далее.

Приборы такого типа установлены и в бытовой технике, например в утюге они контролируют уровень нагрева

Современные автоматизированные системы состоят в основном из микроконтроллерных схем. Они, в свою очередь, пришли на смену управляющим блокам, в составе которых были схемы с малой интеграцией. Это позволяет сегодня автоматизировать любой процесс, любую установку и даже самый маленький по габаритам прибор. То есть, границы открылись до бесконечности, что очень радует.

Другие национальные головные уборы

Шапочка Иудея – не единственный головной убор еврея. Сверху него надеваются дашек, каскет или черная шляпа. Таких вариантов насчитывается около 35. Например, в семьях хасидских ребе на голову надевают колпик, сделанный из меха коричневого цвета. В этом ее отличие от сподика (принадлежности польских хасидских династий). Потомственные евреи Йерушалми имеют традиционную шляпу плуш. Ее вторым названием является флиикер-теллер (летающая тарелка или супер). Для нее характерны широкие поля и низкие тулья (до 10 см). Некоторые виды шляп пошиты из велюра, внешне похожего на черный короткошерстный мех. К числу таких моделей относится самет.

Ермолки и киппоты – разновидности еврейских тюбетеек, но они не равнозначны. Так, по мнению ученых, термин «kippah» используется в диаспорах, обозначая просто шляпку, которую носят по соображениям религии. Оригинальная ермолка идиш – сшитый из сатина либо войлока колпачок, имеющий натуральную хлопковую подкладку. Еврейские мужчины, наряду с кипами, носят также шляпы и шапки из меха.

Хасиды, для которых отличительной чертой прически являются пейсы, носят бархатные шестиклинки. При этом неподстриженные пряди на фоне общей короткой стрижки ярко выделяются. Литваки, надевая четырехклинные ермолки, заправляют пейсы за уши. Ортодоксальные евреи, для которых ношение традиционного головного убора является обязательным, надевают поверх него черную шляпу. Очень редко вместо нее можно увидеть особую кепку – каскет.

Кипа – не просто еврейская шапочка, выделяющая своего хозяина из толпы. Это – символ, демонстрирующий себе и окружающим, что ее обладатель скромен, смиренен и благоговеет перед Богом. Кроме этого, шляпа свидетельствует о происхождении человека, его общинной принадлежности.

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийДашекТрадиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийКолпик меховойТрадиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийТрадиционная шляпа плушТрадиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийСвадебная кепка киппотТрадиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийСатиновая ермолка идиш

Обычай ношения ермолки

На Западе человек оказывает уважение Богу, снимая шапку, у евреев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным. Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.

История обычая ношения кипы

Судя по фрескам в синагоге Дура-Европос, в эллинистическом мире евреи ходили с непокрытыми головами. Трактат «Софрим», составленный в первые века н.э., разрешает человеку с непокрытой головой вести утреннюю молитву в синагоге (Софрим, 14:12). В Талмуде рассказывается, что мать рава Нахмана покрывала ему голову с малолетства, видя в этом средство добиться его богобоязненности (Шабат 156б). Рав Ѓуна сын рава Йеѓошуа видел основание для особой награды свыше для себя в том, что он никогда не проходил четыре локтя с непокрытой головой (Шабат 118а). Из этих рассказов видно, что покрытие головы было исключением из правила. Важные, значительные раввины покрывали голову платком (Кидушин 8а, 29б, 30а, 31а, 33а).

В средние века покрытие головы считалось обычаем благочестивых (РОШ в «Орхот хаим» 48, от имени Маѓарама из Ротенбурга), но быстро стало общераспространённым обычаем (Зоѓар пишет, что Шхина пребывает над евреем, поэтому ходить с непокрытой головой не следует). Шулхан арух постановляет: «Запрещено проходить четыре локтя с непокрытой головой» (Орах хаим 2:6).

Интересно, что запрет произносить святые слова с непокрытой головой приводится в Шулхан арухе в значительно более мягкой формулировке: «Некоторые говорят, что запрещено произносить святые имена с непокрытой головой, и некоторые также говорят, что следует возражать против практики входить в синагогу с непокрытой головой» (Орах хаим 91:3). Маѓаршаль (р.Шломо Лурия), давший «ашкеназский ответ» на сефардскую книгу «Шулхан арух» — книгу «Ям шель Шломо» — пишет: «Мне неизвестен запрет читать благословения с непокрытой головой». Он считал, что только во время занятий святыми делами, например, молитвы, стоит покрывать голову, и то лишь из соображений повышенного благочестия. В других же обстоятельствах можно голову не покрывать. Рав Йосеф Капах, религиозный авторитет йеменского еврейства ХХ в., также писал, что не существует ѓалахического обоснования обычая покрывать голову, но это достойный уважения обычай. И даже Виленский Гаон в своих примечаниях к «Шулхан аруху» (пар. 8) писал, что у обычая покрывать голову во время произнесения имён Всевышнего нет обоснований, но благочестивый или уважаемый человек может делать так. р.Давид Цви Ѓофман свидетельствует (респонсы «Меламед леѓоиль», 56), что когда он начал работать преподавателем в религиозной школе, которую создал и которой руководил р.Шимшон Рефаэль Ѓирш, ученики там не покрывали голову на уроках по светским предметам.

Однако р.Давид ѓа-леви Сегаль в «Турей заѓав» (комментарии на «Шулхан арух», пар. 8) приводит мнение некоего раввина, гласящее, что покрытие головы — это заповедь Торы, выводимая из общего запрета «и по законам их не поступайте» (Ваикра, 18:3). «Мишна брура» приводит наставление книги «Шней лухот ѓа-брит» (р.Йешаяѓу ѓа-леви Ѓоровиц) благочестивому человеку даже спать в кипе. Многие хасиды и сегодня поступают так. Многие современные поским (например, р.Овадья Йосеф, «Йехаве даат» 4:1) постановили, что еврей должен ходить с покрытой головой постоянно.

Сколько получают

Уровень дохода киповца зависит от должности, разряда, предприятия и региона. В среднем по стране инженер получает 40–50 тысяч рублей, наладчик – 40–42 тысячи, а слесарь 35–40 тысяч. В Москве эти цифры можно увеличить на 10–15 процентов, а в отдаленных северных регионах, где трудятся вахтовым методом, компании готовы платить высококвалифицированным специалистам больше 100 тысяч рублей. Работа наладчик КИПиА в Забайкалье и Хакассии может принести кандидату свыше 200 тысяч рублей. Правда, на Севере с приборами придется повозиться, поскольку в условиях пониженных температур они часто дают сбои или искажают показания.

Иное употребление слова ермолка

Денис Давыдов в казакине и ермолке

Академик Н. Д. Зелинский в академической ермолке

В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека. В XIX веке ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907).

Такой же головной убор является частью одеяния католического духовенства. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен был носить пилеолус, или soli Deo (с лат. — «только Богу»). Когда в 1964 г. Папа Павел VI посещал Израиль, в газете «Джерузалем пост» появилась фотография: Папу встречает израильский президент Залман Шазар, а подпись под фотографией гласит: «Папа — тот, кто в ермолке».

Также известна академическая ермолка — традиционный головной убор учёных.

Сходны с ермолками круглые сванские шапочки (сванки) из тонкого войлока (обычно серые с отделкой из тесьмы) — элемент национальной одежды сванов (Грузия).

В русском языке существует выражение «свинья в ермолке», впервые употреблено Н. В. Гоголем в «Ревизоре» по отношению к одному из персонажей и означает чванливого человека с необоснованно большими претензиями

Примеры служб

Газоперекачивающая станция

Управление в газоперекачивающих станциях простое, но должны контролироваться физические параметры перекачивающегося газа: давление, температура. Это зависит от многих факторов, и потому стоят соответствующие КИПы для работы компрессорной установки, работоспособности и безопасности линии на заданном отрезке (между станциями). На эту задачу нацелена автоматическая аппаратура управления и диагностики, которую также необходимо  обслуживать.

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
Газоперекачивающая станция

Электрическая подстанция

Характер физической среды, с которой приходится иметь дело (электрические токи и напряжения), подсказывает, что здесь киповцы должны быть сплошь электриками. Да, электриками, да еще с квалификацией работы в условиях высоких, сверхвысоких и ультравысоких напряжений, смертельных для человека. Только масштабность конструкций еще обязывает быть монтажниками-высотниками. А в трансформаторах циркулирующее масло охладительной системы еще добавляет специфику работы с высокотемпературными жидкостями и нефтепродуктами.

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
Электрическая подстанция

Почему кипы разные

Классифицируются еврейские шляпы не только по исполнению, но и по общинным правилам. Ермолка может многое «рассказать» о своем хозяине, например, о том, к какой религии он принадлежит. Сегодня можно встретить национальный головной убор евреев – кипу – самых разных видов и фасонов, имеющих разнообразный крой и отличающихся цветовой гаммой.

Объяснить разный внешний вид шапочек можно своеобразной историей народа. Длительное отсутствие единого государства привело к тому, что в каждой общине создавались свои правила, в том числе, затрагивающие мужской головной убор. Кипа стала отличительным знаком различных религиозных групп и течений внутри иудаизма. Например, американские неоортодоксы выбрали для себя черную кожаную модель, а сионисты – сругу (шапочку из вязаного полотна). Большая белая ермолка, дополненная кисточкой – принадлежность брацлавских хасидов. Кипа из черного бархата характерна для представителей закрытой общины харедим.

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийСруга – вязаная шапочка сионистовТрадиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийЧерная бархатная кипа общины харедимТрадиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийКипа с кисточкой – принадлежность брацлавских хасидовТрадиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделийЧерная кожаная кипа американских неоортодоксов

Работа службы «киповцев»

Характер работы у службы по большей части отличается от характера остального непрерывного производства. Хозяйство у современных предприятий разностороннее и многоплановое, и везде имеются измерительные приборы. Поэтому и служба КИПиА состоит из подразделений. Одни киповцы (кипиа-вцы? — такое сокращение не прижилось, потому что не звучит) занимаются электроизмерительными приборами, другие — химическим анализом и приборами, с ними связанными, третьи — газоанализаторами, измерителями давления (манометрами), температуры.

Служба КИПиА

По роду обязанностей тоже разная специфика: одни занимаются поверкой приборов в метрологических службах, другие проводят периодические замеры в целях профилактики, третьи посменно круглосуточно дежурят у пультов управления автоматикой, следя за нормативностью всех параметров оборудования. Если это печи на котельной, то нужно, чтобы приборы правильно показывали температуру, давление, качество сгорания топлива, а автоматика нормально реагировала на все отклонения. Аналогично и в других случаях. Задача такого киповца — вовремя среагировать на отказ оборудования и принять меры. Обычно автоматика сама же и включает устройство взамен отказавшего, тогда киповец должен обеспечить замену этого отключенного блока на годный и отдать испорченный в ремонт. В службе КИПиА может быть и ремонтное подразделение. Оно получает такие испорченные блоки и может починить своими силами. Поменять то, что легко, имея свою базу запчастей — микросхему, сопротивление, конденсатор. Или отправить в ремонт в другие организации.

Киповцы различаются «по рангам». Самый нижний чин трудового киповца — это слесарь КИПиА. Слесарь может работать в КИПах любого направления и на любой основе. Если он занимается трубами, то это трубопроводчик, если электрикой, то электрик, если механикой — механик. И работать может в любом из подразделений этой службы. Начинающие киповцы обычно сразу и становятся слесарями. Но даже прирожденный инженер-электроник может всю жизнь с гордостью носить этот титул.

Слесарь КИПиА

Для ремонта и наладки обычно заводят штатную единицу – наладчик КИПиА. Расшифровка тут простая, это как раз та ремонтная служба внутри самого КИП. Специалисты более широкого профиля, так как могут иметь дело со всем, что встречается в современных сложных приборах: там и датчики на разных физических основах, и электронные схемы, требующие диагностики и перепайки, и микроконтроллеры, которые нужно перепрограммировать или перепрошивать. Начинающих, конечно, сюда не ставят, но в целях накопления опыта слесарь КИП вполне может помогать наладчику.

Наладчик КИПиА

Мастер КИПиА. Понятно, что мастер обычно занимается организацией работы группы киповцев. Но это обычно опытный специалист, и обучение своих подопечных и передача им своего богатого опыта входит в круг его обязанностей.

Мастер КИПиА

Инженер КИПиА. Уж это окончательный авторитет в службе. Разбирающий схемы, знающий последние удачные схемные решения, следящий за прогрессом в своей области. Разумеется, помогающий наладчикам в трудных случаях. Именно на нем лежит обязанность подобрать данные, способные помочь в решении проблем, используя весь арсенал современной информационной техники.

Инженер КИПиА

Обычай ношения ермолки и его истоки

Вязаные ермолки на прилавке в Иерусалиме

Консервативные иудеи

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом: нигде в Торе или Талмуде евреям не предписывается обязательно покрывать голову. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным. Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия). Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.

Кипа, украшенная рисунками

В ортодоксальном иудаизме женщины никогда не надевают кипы, но замужние еврейки покрывают голову платком или париком (после замужества лишь муж может видеть волосы женщины). Хотя согласно традиции кипа — исключительно мужской головной убор, в некоторых современных течениях иудаизма женщинам не возбраняется надевать кипы.

Кишинёвский еврей, около 1900 г.

Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой. Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения «Хабад» носят чёрную шестиклинную кипу. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Белая кипа с кисточкой

Традиции по ношению кипы

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий

Человек, который носит кипу совсем недавно, обычно пристраивает ее поудобней на своей голове. Например, не носит ее на макушке, как полагается, а держит ее на затылке.

Евреи утверждают, что если кипа свисает с волос или же просто держится на заколке, то ее обладатель далеко не верующий человек. Он надел ее в силу своей служебной необходимости и при первом удобном случае обязательно ее снимет.

Некоторые хасиды считают, что в траурный или Судный день необходимо надевать кипу темного цвета. Головной убор такой окраски можно носить и повседневно. Но на праздники по субботам желательно носить белую кипу.

Очень часто некоторые хасиды в праздничные дни надевают меховые головные уборы. Они считают, что покрывать голову кипой, недостаточно благочестиво.

Кипа – это символ верующих евреев, соблюдающих традиции и обряды.

Головной убор кипа: краткая история

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий

Другая версия утверждает, что моду на ношение кипы принесли евреям тюрки. Ученые настаивают: именно второе название этого убора — ермолка — переводится с тюркского языка как «дождевик».

Только жрецы Иерусалимового храма сначала могли покрывать голову вышеуказанным убором. Но со временем и все евреи стали носить кипу не только во время молитвы, но и в обычной жизни. Этим они показывали свое служение Богу.

Еще позднее еврейские мудрецы выдали закон, согласно которому хасиду не разрешалось проходить четыре локтя (это приблизительно 2,4 м) без кипы. Данный обычай постепенно сильно укрепился во многих общинах этого народа.

Что такое КИПиА

С автоматизацией производства в КИП стало поступать много нового. Особенно это касается производства автоматического, а не автоматизированного. Два этих слова отличаются друг от другом только тем, что в автоматизированном предполагается участие человека, а в автоматическом все делают автоматы. На заводах по производству автомобилей идут целые конвейерные линии, где все собирают роботы. На разных заводах стали появляться целые автоматические участки, линии, цеха… И нас это уже давно не удивляет. Без такой автоматики уже невозможно производить теперь целые группы товаров. Например, интегральные микросхемы делаются полностью автоматически, просто потому что человек там уже и помочь не может ничем: то, что производится, видно только под микроскопом.

Традиции ношения еврейской шапочки, разновидности изделий
КИПиА

Роль человека сводится к периодичному замеру каких-то параметров. Поэтому и добавили одну букву. Аббревиатура КИП стала выглядеть как КИПиА. Второе «и» — это союз. Расшифровка аббревиатуры: «Контрольно-измерительные приборы и автоматика».

Понятно, что теперь уж стены тех прежних складов ЗИП и КИП давно «раздвинулись», говоря фигурально. Для хранения всех запчастей для роботов и ящичков с приборами, насколько разнообразными, настолько же и причудливыми, уже не хватит стеллажа-другого, и тети Маши-кладовщицы, которая их выдает для проведения недельной или месячной профилактики. Теперь на заводах фирм, производящих высокотехнологичное оборудование, везде существует служба «КИП автоматика», которая и должна обеспечить бесперебойную работу всех приборов и всей автоматики. Собственно, это является основой обеспечения работы самого производства. Потому что стоит прокрасться сбою в работу службы — и все встанет. Нет какой-то малюсенькой детали от небольшого прибора, заказать и купить забыли — и все. Фирме могут грозить огромные убытки.

Зачем евреям локоны на висках и веревки на одежде?

Сначала разберемся, как называются локоны на висках и что это за веревки на одежде. Локоны на висках — это пейсы, а веревки на одежде называются цицит. Обычно они крепятся к специальному элементу ритуального гарде­роба — талиту. Большой талит — это молитвенное покрывало, которым еврей накрывается во время молитвы, а нижний, или малый, талит — это предмет, похожий на безрукавку, который надевается под одежду. Кисти цицит крепятся по краям талита. На кистях есть узлы, и ношение цицит должно напоминать еврею о существовании 613 заповедей.

Существует такой метод анализа еврейского текста — гематрия, согласно кото­рому у каждой буквы в иврите есть свое числовое значение. Так вот, гематрия слова «цицит», то есть числовое суммарное значение слова «цицит», равняется примерно 600. К нему прибавляют коли­чество узлов, количество ниточек — и в итоге получается 613. Вы перебираете нити, натыкаетесь на эти узелки и вспоминаете, что есть 613 запо­ведей, что вы еврей и должны их выполнять.

1 / 2

Мужчина в талите. Начало XX века Hulton Collection / Corbis via Getty Images

2 / 2

Два еврейских мальчика. 1998 год Antoine GYORI / Sygma via Getty Images

Про пейсы. На самом деле в Торе не сказано, что еврей должен отращивать длин­ные локоны на висках и даже завивать их каким-то особенным способом, как мы это часто видим. В Торе сказано, что во время стрижки или обрития головы нужно не трогать волосы на висках. То есть это просто часть религиоз­ной традиции, и также это стало способом идентификации еврея и еврейской самоидентификации.

Виды кипы

Данный еврейский головной убор часто помогает определить, из какой религиозной группы населения происходит человек:

  • произвольного цвета вязаную кипу круглой формы зачастую надевают сионисты (особенно в Израиле), поэтому их называют «кипот сругот» (в переводе означает «вязаная кипа»);
  • черный головной убор такого типа свидетельствует о том, что его хозяин является верующим человеком и строго соблюдает все заповеди;
  • люди, что носят шляпу поверх кипы, называются в Израиле «харедим», поскольку являются самыми религиозными (они не снимают кипу даже во время сна).

Также существуют другие виды вышеуказанного убора:

  • белая кипа небольшим помпончиком часто надевается представителями некоторых богатых хасидских дворов, поскольку они желают намекнуть на свою принадлежность к изучению каббалы;
  • шестигранный вышеуказанный головной убор носят сторонники движения «Хабад».
Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий