Что такое классицизм: основные черты эпохи, особенности в архитектуре и литературе

Искусство

Живопись и изобразительное искусство

В живописи классицизм характеризуется также сдержанностью и строгостью. Основные элементы формы – линия и светотень. Локальный цвет подчёркивает пластику предметов и фигур, разделяет пространственный план картины. Крупнейший мастер XVII в. – Лоррен Клод, известный своими «идеальными пейзажами». Гражданский пафос и лиричность объединились в «декоративных пейзажах» французского живописца Жака Луи Давида (XVIII в.). Среди русских художников можно выделить Карла Брюллова, сочетавшего классицизм с Романским стилем (XIX в.).

Литература: герои и личность в произведениях

Литература эпохи класицизма пропагандировала разум, побеждающий чувства. Конфликт между долгом и страстями – основа сюжета литературного произведения, где личность постоянно находится в напряжении и должна выбрать, какое принять решение. Проведена реформа языка во многих странах и заложены основы поэтического искусства. Ведущие представители направления – Франсуа Малерб, Корнель, Расин. Главный композиционный принцип произведения – единство времени, места и действия.

В России классицизм развивается под эгидой эпохи Просвещения, главными идеями которой стали равенство и справедливость. Самый яркий автор литературы эпохи русского классицизма – М. Ломоносов, заложивший основы стихосложения. Главным жанром стала комедия и сатира. В этом русле работали Фонвизин, Кантемир.

«Золотым веком» считают эпоху классицизма для театрального искусства, которое развивалось очень динамично и совершенствовалось. Театр был довольно профессиональным, а актёр на сцене не просто играл, а жил, переживал, оставаясь при этом самим собой. Театральный стиль был провозглашён искусством декламации.

Пример картины в классическом стиле:

Что такое классицизм: основные черты эпохи, особенности в архитектуре и литературе
Король Лир, Уильям Шекспир

Что такое классицизм в музыке

Прежде всего, давайте разграничим такие понятия, как «классическая музыка» и «музыка классицизма». Под классической музыкой искусствоведы и все образованные люди понимают такие музыкальные произведения, которые прошли проверку временем. В этом смысле к классике можно причислить достаточно большое количество композиторов — начиная с эпохи Средневековья и заканчивая XX веком (в России это, например, Д.Д.Шостакович, С.С.Прокофьев, С.В.Рахманинов, за рубежом — Ш.М.Видор, М.Дюпре, Дж.Гершвин, Д.Эллингтон). Что же касается музыки классицизма, то к ней можно отнести музыку европейских композиторов середины XVIII – середины XIX вв. — сроки эти, конечно, весьма условны. Зато более чем реальны личности, творившие в духе музыкального классицизма. Это, прежде всего, такие выдающиеся композиторы, как Гайдн, Моцарт и Бетховен, которых в музыкальных кругах нередко называют «венскими классиками». Именно они определелили дальнейшее развитие музыки на много лет вперед. Именно их идеями пользовались впоследствии многие знаменитые композиторы, писавшие музыку уже в более современном романтическом стиле.

Живопись

Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции порой, наоборот, выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо — сентиментализм — романтизм», давшая в этот период таких художников, как Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической.

В иерархии жанров живопись занимала низшее положение по сравнению со скульптурой — как из-за того, что античных образцов живописи практически не сохранилось, так и из-за более высокой мемориальной способности скульптуры, что было важным для назидательности классицизма.

Крайне высокая роль отводится изучению рисунка. Под его «превосходство» подводится теоретический базис — он возник раньше, чем живопись, служит ей фундаментом, способен изобразить вещь без красок, и т. п. Образцы «рисовальной науки» тщательно сберегали.

Во 2-й пол. 18 века искусство становилось все более публичным. В Академии художеств укоренилась традиция выставок, которые становились «судьбоносными» для лучших художников; возник обычай отправлять медалистов в зарубежные поездки.

Основные черты

Классицизм охватывает живопись, музыку, архитектуру, литературу и театр. Ему присущи следующие признаки:

  1. Обращение к искусству античности;
  2. Сатирическая направленность;
  3. Патриотизм;
  4. Интерес к простому человеку;
  5. Идея просвещенной монархии;
  6. Обращение к фольклору.

Суть классицизма заключалась в отражении идеи гармоничного общества: морально зрелого, патриотичного и рационального. Однако конфликты чувства и разума, личности и общества показывают всю сложность этого направления. Авторы прекрасно понимали, что люди не смогут без борьбы отказаться от чувств и желаний. Этот конфликт был наиболее драматичным проявлением новой философии.

Классицизму были свойственны гармоничность, организованность и ясность образов. Его сторонники говорили в аудиторией прямо и немного свысока, как учителя с классом.

Термин

Русский классицизм, с точки зрения мировой истории искусства, является частью европейского неоклассицизма.

Следует отметить путаницу в терминах: в европейском искусствознании истинным, первым, классицизмом является стиль XVII века, за ним следует вторая волна — неоклассицизм конца XVIII — середины XIX века (соответствующий русскому классицизму). Затем на рубеже XIX века происходит третий всплеск интереса к классическому стилю, в России именуемый неоклассицизм, а за рубежом не имеющий отдельного наименования.

Период Европа Россия
XVII век классицизм
конец XVIII —

середина XIX века

неоклассицизм русский классицизм
конец XIX —

начало XX века

неоклассицизм

(ретроспективизм)

Экстерьер направления классики: сооружения

Внешние признаки классицизма в архитектуре ярко выражены, их можно выявить при первом взгляде на здание.

  1. Конструкции: устойчивые, массивные, прямоугольной и арочной формы. Композиции чётко спланированы, соблюдается строгая симметрия.
  2. Формы: чёткая геометричность, объёмность и монументальность; статуи, колонны, ниши, ротонда, полусферы, фронтоны, фризы.
  3. Линии:строгие; регулярная система планировки; барельефы, медальоны, плавный рисунок.
  4. Материалы: камень, кирпич, древесина, лепнина.
  5. Крыша: сложной, замысловатой формы.
  6. Преобладающие цвета: насыщенные белый, зелёный, розовый, пурпурный, небесно-голубой, золотой.
  7. Характерные элементы: сдержанный декор, колонны, пилястры, античный орнамент, мраморная лестница, балконы.
  8. Окна: полукруглые, прямоугольные, удлинённые вверх, скромно оформленные.
  9. Двери: прямоугольные, филенчатые, часто украшены статуями (льва, сфинкса).
  10. Декор: резьба, позолота, бронза, перламутр, инкрустация.

Что такое классицизм: основные черты эпохи, особенности в архитектуре и литературе
Схема строения зданий эпохи классицизма

Особенности классицизма в русской литературе 18 века

Классицизм в русской литературе 18 века перенял основные особенности европейского классицизма. Однако он имел и некоторые отличия.

  • Главное отличие заключалось в провозглашении главной ценностью не личности, а государства.
  • В центре повествования оказывались общественные проблемы, а не личные переживания героев.
  • Ключевым в произведениях русских классицистов был конфликт между буржуазией и аристократией. Борьба разума и чувств отступала на второй план.
  • В произведениях русских классицистов был силен патриотический пафос.

Остальные черты оставались те ми же, что и в европейском классицизме.

  • Основоположником русского классицизма считается Дмитрий Константинович Кантемир – автор сатир с политическим подтекстом.
  • На уроках литературы в школе изучают комедии Дениса Ивановича Фонвизина, которые тоже можно назвать образцами русского классицизма.
  • Из баснописцев нельзя не назвать Ивана Андреевича Крылова, с творениями которого, я уверена, вы все хорошо знакомы.
  • Если говорить о «высоких» жанрах классицизма, нужно вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова и Гавриила Романовича Державина. Их перу принадлежат замечательные оды.
  • Любителям драматического жанра стоит познакомиться с трагедиями Александра Петровича Сумарокова.

Ниже вы найдете конкретный список этих и других известных писателей-классицистов.

Также нужно сказать, что литературоведы выделяют три периода классицизма в русской литературе. 1730-е – 1750-е годы – период зарождения этого литературного направления в России. Второй период связан с рассветом русского классицизма, он приходится на 1760-е – 1970-е годы. В конце 18 века русских классицизм уже переживал кризис. В это время в произведениях классицистов усилились национальные мотивы, появились образы идеальных дворян.

Что такое классицизм: основные черты эпохи, особенности в архитектуре и литературе

Как проявил себя в русской…

Архитектуре

Основные признаки классицизма в архитектуре:

  • строгая симметрия;
  • пропорциональность;
  • четкая планировка и продуманная величественная композиция.

Основные детали – купол и колонны в зданиях, акцентированные лестницы и античный декор (портики, ниши со скульптурами и т.д.).

Для ампира была характерна воинская тематика (здание Сената в Санкт-Петербурге).

Яркие представители классицизма в архитектуре:

  1. В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве),
  2. М.Ф. Казаков (Голицынская больница),
  3. И.Е. Старов (Таврический дворец).

Классицизм оказал сильное влияние на облик Москвы и Санкт-Петербурга. Все эти здания до сих пор сохраняют свою привлекательность и отображают историю;

Литературе

Для русского классицизма характерны следующие черты:

  • преобладание разума над чувствами;
  • конфликт долга и страстей;
  • равенство и справедливость.

Основные представители классицизма в литературе: М. Ломоносов, Д. Фонвизин, Г. Державин.

  • М. Ломоносов заложил основы стихосложения и создал новый русский жанр – оду.
  • Д. Фонвизин в своих произведениях («Недоросль», «Бригадир») подвергал критике отрицательные стороны русской жизни, используя говорящие фамилии, сатиру, деление персонажей на положительных и отрицательных.
  • Г. Державин соединял лирику с сатирой в одах;

Музыке

Для русского классицизма характерно сохранение национальных особенностей при восприятии европейских норм. За основу произведений они брали национальные фольклорные мотивы и героические события из русской истории. Музыка того времени звучала пафосно и монументально, в ее исполнении был задействован весь оркестр.

Основные представители: Д.С. Бортянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин.

Так, Д.С. Бортянский вкладывал в музыку стройность, законченность форм, сочетая строгость с чувствительностью;

Живописи

Для живописи эпохи классицизма характерны сдержанность, величественность и строгость. Основные элементы – линия и светотень.

Большой популярностью пользовались портреты, например, парадные (В.Л. Боровиковский «портрет А.Б. Куракина») и аллегорические (Д.Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница»). К тому же, происходило освоение новых жанров: натюрморт, пейзаж.

Классицизм особенно сильно отразился в исторической живописи, например, картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». Другие представители: А.П. Антропов, И.Н. Никитин, Г.И. Головкин.

Театре

Классицизм — это «золотой век» в театральном искусстве. Театр развивался динамично, становясь высоко профессиональным. Театральный стиль был провозглашен искусством декламации.

Если раньше на сцене преобладали французские труппы, то в первом же десятилетии 18 века русские актеры составили им достойную конкуренцию. Та же ситуация была с драматургами: наряду с шедеврами Расина и Корнеля в России ставили «Бригадира» и «Недоросля» Фонвизина.

Для всех театральных постановок было применимо главное правила классицизма — единство времени, места и действия. Все 4 акта (именно столько занимала каждая пьеса) должны были проходить в одном месте, в один временной промежуток, а сюжет должен представлять собой одну основную линию, где роль второстепенных персонажей сводится к минимуму.

Примечания

  1. Классицизм — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2014.
  3. Brunetière Ferdinand. Histoire de la littérature française classique (1515—1830). 4 volumes. — P., 1891—1892.
  4. Peyre H. Qu’est-ce que le classicisme? . — P.: Nizet, 1942.
  5. Стороженко Н. И. История западной литературы : Курс лекций, чит. о. п. Н. И. Стороженко в 1894-95 ак. г. T 68/ 412. A 280/65. —  : лит. О-ва распр. полез. кн., .
  6. Коган П. Очерки по истории западноевропейской литературе. — Т. 1. — П., 1903.
  7. Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма (1923—1924) // Пумпянский Л. В. Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 30.
  8. Bray René. La Formation de la doctrine classique en France. — P.: Hachette, 1927.
  9. Мокульский С. С. ‘Формирование классицизма’, История французской литературы. — Т. 1. — М.Л., 1946.
  10. Виппер В. Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. — М.: Издательство Московского университета, 1967. — C. 472.
  11. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. — М.: Наука, 1968. — С. 52.
  12. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. — М.: Наука, 1968. — С. 48, 52.
  13. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. — М.: Наука, 1968. — С. 177.
  14. Михайлов А. Д. «Португальские письма» и их автор Гийераг. // Португальские письма. Издание подготовили А. Д. Михайлов, А. А. Энгельке. — М.: Наука, 1973. — С. 226.

Интерьер: признаки класицизма и архитектурные жанры

В интерьере помещений эпохи классицизма присутствует благородство, сдержанность и гармоничность. Тем не менее, все предметы интерьера не выглядят как музейные экспонаты, а только подчёркивают тонкий художественный вкус и респектабельность хозяина.

Помещение имеет правильную форму, наполнено атмосферой благородства, уюта, тепла, изысканной роскоши; не перегружено деталями.

  • Потолки: светлые высокие, часто многоуровневые, с лепниной, орнаментом.
  • Стены: декорированы тканями, светлые, но не яркие, возможны пилястры и колонны, лепнина или роспись.
  • Напольное покрытие: паркет из ценных древесных пород (мербау, камши, тик, ятоба) или из мрамора.
  • Освещение: люстры из хрусталя, камня или дорогого стекла; позолоченные люстры с плафонами в виде свеч.
  • Обязательные атрибуты интерьера: зеркала, камины, уютные невысокие кресла, низкие чайные столики, светлые ковры ручной работы, картины с античными сюжетами, книги, массивные, стилизованные под античность напольные вазы, треножные подставки для цветов.

В декоре помещения часто используются античные мотивы: меандры, фестоны, лавровые гирлянды, нити жемчужин. Для отделки применяется дорогой текстиль, в том числе гобелены, тафта и бархат.

Интерьер в стиле классицизма

Мебель

Мебель эпохи классицизма отличается добротностью и респектабельностью, изготовлена из дорогих материалов, в основном из ценной древесины. Примечательно, что фактура дерева выступает не только как материал, но и как декоративный элемент. Предметы мебели изготовлены вручную, декорированы резьбой, позолотой, инкрустацией, драгоценными камнями и металлами. Но форма простая: строгие линии, чёткие пропорции. Столы и стулья столовой изготовлены с изящными резными ножками. Посуда – фарфоровая, тонкая, почти прозрачная, с рисунком, позолотой. Одним из важнейших атрибутов мебели считался секретер с кубическим корпусом на высоких ножках.

Виды мебели в стиле классицизма

Живопись

Никола Пуссен. «Танец под музыку времени» (1636).

Интерес к искусству античной Греции и Рима проявился ещё в эпоху Возрождения, которая после столетий средневековья обратилась к формам, мотивам и сюжетам античности. Величайший теоретик Ренессанса, Леон Батиста Альберти, ещё в XV в. выразил идеи, предвещавшие отдельные принципы классицизма и в полной мере проявившиеся во фреске Рафаэля «Афинская школа» (1511).

Систематизация и закрепление достижений великих художников Возрождения, особенно флорентийских во главе с Рафаэлем и его учеником Джулио Романо, составили программу болонской школы конца XVI века, наиболее характерными представителями которой были братья Карраччи. В своей влиятельной Академии искусств болонцы проповедовали, что путь к вершинам искусства лежит через скрупулёзное изучение наследия Рафаэля и Микеланджело, имитацию их мастерства линии и композиции.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).

Холодно-рассудочный нормативизм Пуссена вызвал одобрение версальского двора и был продолжен придворными художниками вроде Лебрена, которые видели в классицистической живописи идеальный художественный язык для восхваления абсолютистского государства «короля-солнца». Хотя частные заказчики предпочитали различные варианты барокко и рококо, французская монархия поддерживала классицизм на плаву за счёт финансирования таких академических учреждений, как Школа изящных искусств. Римская премия предоставляла наиболее талантливым ученикам возможность посетить Рим для непосредственного знакомства с великими произведениями древности.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»); его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его «рассадниками» служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Музыка

Основная статья: Музыка периода классицизма

Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между и 1820 годами (см. «Временные рамки периодов развития классической музыки» для более подробного освещения вопросов, связанных с выделением этих рамок)[источник не указан 2601 день]. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена[источник не указан 2601 день], называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.

Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.

Примечания

  1. Классицизм — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. Brunetière Ferdinand. Histoire de la littérature française classique (1515—1830). 4 volumes. Paris, 1891—1892
  3. Peyre H. Qu’est-ce que le classicisme? . Paris: Nizet, 1942.
  4. Стороженко Н. И. История западной литературы : Курс лекций, чит. о. п. Н. И. Стороженко в 1894-95 ак. г. T 68/ 412. A 280/65,  : лит. О-ва распр. полез. кн.,
  5. Коган П. Очерки по истории западноевропейской литературе. Т. 1. П., 1903.
  6. Пумпянский Л. В. К истории русского классицизма (1923—1924) // Пумпянский Л. В., Классическая традиция. Собрание трудов по истории русской литературы. Москва: Языки русской культуры, 2000. С. 30
  7. Bray René. La Formation de la doctrine classique en France. P.: Hachette, 1927.
  8. Мокульский, С. С., ‘Формирование классицизма’, История французской литературы. Том 1. Москва-Ленинград, 1946; Виппер, В. Б., Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. Москва: Издательство Московского университета, 1967. C. 472
  9. Обломиевский, Д. Д., Французский классицизм. Очерки. Москва: Наука, 1968. С. 52.
  10. Обломиевский Д. Д., Французский классицизм. Очерки. Москва: Наука, 1968. С. 48, 52.
  11. Обломиевский Д. Д., Французский классицизм. Очерки. Москва: Наука, 1968. С. 177.
  12. Михайлов А. Д. «Португальские письма» и их автор’, Гийераг. Португальские письма. Издание подготовили А. Д. Михайлов, А. А. Энгельке. Москва: Наука, 1973. С. 226.

Классицизм в архитектуре России

Русский классицизм появился во времена Екатерины II во второй половине 18 и первой половине 19 веков как часть европейского неоклассицизма. Это период позднего классицизма в Европе, но раннего в России.

Русский классицизм в архитектуре сменил «елизаветинского барокко» и  «петровского рококо», приняв в себя элементы этих стилей. Это стало отличительной чертой и особенностью классического архитектурного направления в России.

Ранний русский классицизм в архитектуре 18 века

К раннему русскому классицизму относят архитекторов

  • Ж. Б. Валлен-Деламота (Большой Гостиный двор, Юсуповский дворец на Мойке, Санкт-Петербург) ,
  • А. Ф. Кокоринова (дом К.Г. Разумовского на Мойке, совр. Педагогический университет им. Герцена, Санкт-Петербург),
  • Ю. М. Фельтена (Мещанское (Александровское) училище при Смольном, С-Петербург),
  • К. И. Бланка (Храм Николая Чудотворца в Звонарях, Москва),
  • А. Ринальди (Мраморный дворец, С-Петербург).

Здания, посторенные в период 1760—1770 гг. ещё сохраняли пластику и динамику форм, присущих барокко и рококо.

Зрелый классицизм в архитектуре России

После 1770 г. появились здания в классическом стиле, ставшие образцом для строительства дворянских дворцов-усадеб и крупных жилых городских домов.

Архитекторы зрелой поры классицизма:

  • Дж. Кваренги ( усадьба «Кирьяново», дача Е. Р. Дашковой — пр. Стачек, 45),
  • Ч. Камерон (работы в Царском Селе),
  • И. Е. Старов (Троицкий собор в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге),
  • В. И. Баженов (ансамбль Царицыно, сохранилось несколько построек) и
  • М. Ф. Казаков (Здание Сената в московском Кремле, Москва).

В результате крупного градостроительства на рубеже XVIII—XIX веков возникли городские ансамбли центра Петербурга (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси) и Москвы (Д. И. Жилярди, О. И. Бове, А. Г. Григорьев), застраивающейся после пожара 1812 года. К этому же стилю относятся ансамбли городских центров Костромы, Твери, Ярославля.

Русский ампир в архитектуре России связывают с периодом возведения Исакиевского собора в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Морферраном (1858 г).

Период сталинского ампира относится к 1948 — 1953 годам, когда в Москве появились 7 высотных зданий. Примеры с описаниями можно найти в статье Стиль ампир в архитектуре Европы и России.

Краткое описание других стилей с примерами в хронологическом порядке читайте в статье Архитектурные стили: хронология, фото, видео.

Что такое классицизм, каковы его характерные черты

Как направление в искусстве классицизм зародился в конце 17 века во Франции. Его принципы были обозначены Буало в трактате «Поэтическое искусство». Строго говоря, эти принципы касались проявления направления именно как литературного направления.

Термин «литературное направление» обозначает совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для множества произведений, относящихся к одному и тому же историческому периоду.

Главным стержнем классицизма являлся постулат, что произведение создается не чувствами, а разумом. По сути, он провозглашал культ разума. И в обществе, и в искусстве все должно было упорядоченным, иметь четкую иерархию.

Исходя из этого, классицизм определяется как направление искусства и литературы, базирующееся на идеях рационализма. Антагонистичным по отношению к нему был сентиментализм – направление, во главу угла ставящее чувства.

Создавая произведения, авторы-классицисты опирались на образцы античного искусства. Вдохновение они черпали в трудах Горация и Аристотеля. Определяющим было подражание природе.

Кстати, в переводе с латинского classicus означает «образцовый». Возможно, именно от этого латинского слово и произошло имя прилагательное «классный» в значении «первоклассный». Этим жаргонным словечком многие из вас, думаю, нередко характеризуют нечто такое, что произвело на них впечатление.

Но вернемся к нашим баранам и обозначим основные характерные черты классицизма.

  • Иерархия жанров, чистота языка. Жанры делились на «высокие» (эпос, трагедия, ода) и «низкие» (басня, комедия, сатира). Произведение должно было соответствовать канонам жанра, стилистическое смешение было недопустимым.
  • Закон «трех единств»: времени, места, действия. Единство времени предполагало описание событий, не разорванных временем. Обычно все происходило в течение суток. Формула «спустя год» была в принципе не применима. Единство места ограничивало территорию, где происходили описываемые события. А единство действия требовало того, чтобы развивалась лишь одна сюжетная линия. И развиваться она должна была логично, четко и стройно, без каких-либо ответвлений.
  • Четкое разграничение персонажей. Все действующие лица строго делились на положительных и отрицательных. О глубоком психологизме и приписывании героям противоречивых черт характера даже речи идти не могло. Хороший – значит, хороший, а плохой – значит, плохой.
  • Воплощение в героях какой-либо одной особенности характера. Для того чтобы было понятно, кто есть кто, персонажам часто давались говорящие имена и фамилии. Многие герои олицетворяли определенный общественный строй, ту или иную эпоху.
  • Общественно-воспитательная функция. Любое классицистическое произведение должно давать нравственный урок. Добро всегда торжествует, зло в финале должно быть наказано. Нравственного перерождения отрицательных персонажей не происходит.

Главный конфликт в произведениях зарубежных писателей-классицистов происходил между разумом и чувством, причем верх одерживал разум. Главной ценностью провозглашался человек, личность.

Что такое классицизм: основные черты эпохи, особенности в архитектуре и литературе

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий