Что такое классика

Литературная классика

Обратимся к литературной классике. Далеко примеры искать не придется, ведь российская литература известна во всем мире. Если обратиться к творчеству А. С. Пушкина, то одним из первых вспоминается его роман в стихах «Евгений Онегин». Что же в нем примечательного? Совершенно все. Каждая деталь.

Что такое классика

Во-первых, поэт рассказал читателям невероятную историю, показал культуру своего времени, личные переживания героев, затронул определенную проблематику. Прочитав роман, можно детально представить все особенности времени, о котором пишет поэт. И как пишет. Ведь роман в стихах. Обычно романы ассоциируются с томами внушительного размера. И, как правило, это проза. Но роман в стихах – это вершина мастерства. То, чем хочется восхищаться спустя годы. То, к чему хочется возвращаться. Вот что такое классика. Нечто оставляющее невероятное впечатление на века. Нечто, что не перестает восхищать.

Исторический смысл

Исторически понятие «классическая музыка» (или «музыкальная классика») связано с эпохой классицизма, её поздним, просветительским этапом. Исходя из первоначального значения слова (лат. classicus — образцовый), драматурги эпохи классицизма за образец взяли сочинения античных авторов, дополнив принципы построения античной драмы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля, требованием соблюдения трёх единств: времени, места и действия. В музыке эти принципы могли быть реализованы только в опере, отчасти и в иных жанрах, связанных с литературными первоисточниками, — в оратории или кантате: широкое распространение, включая и реформаторские оперы К. В. Глюка (первого, кому удалось исполнить все требования классицизма), и многие сочинения «венских классиков», получили либретто, основанные на античных сюжетах.

В инструментальной музыке нашли себе применение более общие принципы классицизма: требование равновесия, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции и чёткого разграничения жанров. С этим требованием, предполагавшим строгую структурную упорядоченность — чёткую иерархию высшего и низшего, главного и второстепенного, центрального и подчинённого, было связано и постепенное вытеснение полифонии, господствовавшей ещё в эпоху раннего барокко, гомофонным складом, в инструментальной музыке окончательно утвердившимся во второй половине XVIII века. Сказывалось и влияние оперы: гомофонное письмо, разделившее голоса на главный и аккомпанирующие — в противовес полифоническому равноправию голосов, — оказалось более приспособлено для жанра музыкально-драматического; найденные в опере средства индивидуализации персонажей, передачи их эмоциональных состояний были восприняты и инструментальной музыкой.

Развитие гомофонного письма, в свою очередь, способствовало становлению новых музыкальных форм, — представители позднего классицизма создавали свои собственные образцы: во второй половине XVIII века сложились основные жанры инструментальной музыки, сольной, ансамблевой и оркестровой, в том числе новые формы сонаты, инструментального концерта и симфонии. Наряду с унификацией и сведением к минимуму типов музыкальных форм в эпоху классицизма утвердился принцип единства тоники, прежде необязательный; появилась неизвестная прежней музыке категория темы (или главной темы) — концентрированного выражения мысли, начального тезиса, подлежащего дальнейшему развитию.

Ещё в середине XVIII века составы оркестров были, как правило, случайными; композиторское творчество оказывалось в прямой зависимости от наличного состава оркестра — чаще всего струнного, иногда с небольшим количеством духовых. Образование постоянных оркестров, их унификация во второй половине XVIII века способствовали становлению жанров симфонии и инструментального концерта, развитие которых сопровождалось поисками оптимального оркестрового состава, отбором и совершенствованием инструментов.

Многообразные достижения композиторов эпохи классицизма — И. С. Баха и его сыновей, К. В. Глюка и итальянской оперы, ранней венской и мангеймской школ — нашли своё обобщение и завершение в так называемой венской классической школе, прежде всего в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена. В сочинениях этих композиторов откристаллизовались «классические» формы сонаты, симфонии и инструментального концерта, а также различных камерных ансамблей — струнного и фортепианного трио, струнного квартета, квинтета и т. д.; к ним первоначально и было применено, уже в эпоху романтизма, понятие «музыкальная классика», а именно «венская классика» (нем. Wiener Klassik), при том что конкретный музыкальный стиль, связанный с их именами, — лишь одно из течений в венской музыке эпохи классицизма, а позднее творчество Бетховена уже выходило за рамки этого направления. Связанное изначально с художественным направлением, понятие «венская классика» имело в то же время и оценочный смысл, как признание сочинений именно этих композиторов «образцовыми».

Классические музыкальные инструменты

Симфонический оркестр

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века, многие гораздо раньше, и стали «классическими» в процессе отбора и совершенствования.

«Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена и в музыковедческой литературе именуется «бетховенским». В этот оркестр, помимо струнных смычковых инструментов, занявших в нём ведущее положение, — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов (так называемого смычкового квинтета, поскольку скрипки делятся на первые и вторые), — входили парные составы деревянных духовых инструментов (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета и 2 фагота) и группа медных духовых (2, 3 или 4 валторны и 2 трубы); ударные были представлены литаврами. Во второй половине XIX века «бетховенский» оркестр уже классифицировался как малый симфонический; большой состав оркестра, начало которому также положил Бетховен, в своей Девятой симфонии (1824), отличался от малого не только расширенным составом каждой секции, но и некоторыми дополнительными инструментами: в нём появились малая флейта, контрафагот, тромбоны, треугольник, тарелки и большой барабан. Позже, в эпоху романтизма в симфоническом оркестре появились арфы, тубы, английский рожок, колокола.

Лишь немногие инструменты симфонического оркестра (ударные и некоторые духовые) используются только в оркестре, бо́льшая же их часть, как и не входящие в состав оркестра фортепиано и орган, выступает в качестве сольных или солирующих в инструментальных концертах, составляет различные камерные ансамбли — дуэты, трио, квартеты и т. д..

Во второй половине XX века широкое распространение получило так называемое аутентичное исполнительство — исполнение музыки XVII—XVIII веков и ещё более старинной на инструментах того времени, если не подлинных, то их подобиях, в том числе на инструментах, отвергнутых в своё время венскими классиками и ранними романтиками, таких как клавесин, виолы, гобои д’амур, продольные флейты и т. д..

Классика в литературе

Что такое классика

Как мы уже указали выше, классикой может считаться древняя античная литература, из которой и выросла вся современная, будь то «Гарри Поттер» или «50 оттенков серого». Но если брать определение в широком смысле, к числу великих классиков мы, несомненно, добавим А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. В США это будет М. Твен, Т. Драйзер. В Европе – В. Гюго, Ф.Шиллер и другие – их огромное количество для каждой страны. Нужно учитывать, когда мы говорим «классика», что такое явление для любого государства своё, и в США вряд ли будут благоговеть перед Пушкиным, а на Мадагаскаре, скорее всего, не оценят Твена.

В то же время есть классики, полностью преобразившие литературу не одной страны, а многих государств. Так, У. Шекспир – это драматург, под влиянием которого драматургия всего мира развивается до сих пор, потому его произведения – общемировая классика.

Другое дело, что назвать классикой произведение, появившееся недавно, очень тяжело. Вряд ли «Гарри Поттера» можно считать классикой детской литературы, хотя и сейчас все понимают принципиальную значимость появления этой работы для развития данного направления. Должно пройти какое-то время, чтобы того или иного автора добавили в ряд великих.

Примечания

  1. Хохлов Ю. Н. Классика музыкальная // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. — Т. 2.
  2. Келдыш Ю. В. Классицизм // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. — Т. 2.
  3. Холопов Ю. Н. Гомофония // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 1.
  4. Штейнпресс Б. С. Симфония // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
  5. Валькова В. Б. Соната // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
  6. Раабен Л. Н. Концерт (произведение) // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. — Т. 2.
  7. Барсова И. А. Оркестр // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4. — С. 88—91.
  8. Хохлов Ю. Н. Венская классическая школа // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 1.
  9. Житомирский Д. В. Романтизм // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 4.
  10. Сохор А. Н. Легкая музыка // БСЭ. Издание 4-е. — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 14.
  11. Алексаеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. — М.: Знание, 1983. — С. 5. — 112 с.
  12. Орелович А. А. Оперетта // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4.
  13. Немировская И. А. Штраус И. сын // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — Т. 6.
  14. Царёва E. M. Жанр музыкальный // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. — Т. 2.
  15. Вертков К. А., Левин С. Я. Музыкальные инструменты // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1976. — Т. 3.
  16. Гаккель Л. Е. Ансамбль // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1973. — Т. 1.
  17. Сабинина М. Д. Шостакович Д. Д. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1982. — Т. 6.
  18. Бялик М. Г. Петров А. П. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4.
  19. Шилова И. M. Киномузыка // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1974. — Т. 2.
  20. Сохор А. Н. Свиридов Г. В. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. — Т. 4.
  21. Cook Nicholas. Musique, une très brève introduction (trad. Nathalie Getnili). — Paris: Allia, 2005. — P. 17.
  22. Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 752 с. — ISBN 5-88782-393-3.
  23. Петрушин, В. И. Музыкальная психология. — 4-е. — Москва: Юрайт, 2017. — 380 с. — ISBN 978-5-534-05250-3.
  24. Микушина Татьяна Николаевна. Секреты музыки. — Омск: Издательский Дом «СириуС», 2017. — С. 84-88. — 112 с. — ISBN 978-5-9908749-1-6.
  25. Дон Дж. Кэмпбелл. Эффект Моцарта / Пер. с англ. Л. М. Щукин. — Попурри, 1999. — 320 с. — ISBN 985-438-330-Х.
  26. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия / под ред. проф. В. Е. Рожнова. — Ташкент, 2011. — С. 75.
  27. Микушина Т.Н. Беседы о музыке / Микушина Т.Н, Мартыненко Т.В., Ильина Е.Ю. — Омск: ИД «СириуС», 2009. — С. 63-65. — 166 с. — ISBN 987-5-903894-19-2.
  28. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. — СПб: Респекс, 2010. — С. 50. — 224 с. — ISBN 5-7345-0180-8.

Музыка: классика и неоклассика

Что такое классика

Логично, что классика музыки, как и литературы, опиралась на предшествующие эпохи, и, главным образом, на античность. Так, раньше многие музыканты ориентировались на образцы, дошедшие до них из глубины времён. Однако, со временем, творцы, так или иначе, отходят от норм и правил, установленных ранними авторами, и начинают творить так, как душе угодно. Самые высокие, самые яркие образцы музыки, получившейся в итоге, принадлежат к разделу «Классика». Что такое неоклассика – вопрос другой.

Вернее будет сказать, что неоклассики – продолжатели традиций. Однако сейчас набирает силу ошибочный, но прижившийся в народе термин, определяющий этот музыкальный стиль к смеси классики с элементами других стилей: электро, рока и т. д. Применяют этот термин и к музыке из фильмов таких известных композиторов, как Hanz Zimmer, Max Richter и пр.

Оценочный смысл

Классики XX века (слева направо):Клод Дебюсси, Густав Малер, Сергей Прокофьев;Морис Равель, Ян Сибелиус, Игорь Стравинский;Леош Яначек, Бела Барток, Дмитрий Шостакович.

Понятие «музыкальная классика» со временем распространилось и на предшественников венской классической школы: появились так называемые «старые классики», прежде всего И. С. Бах и Г. Ф. Гендель, — и в конце концов приобрело оценочный смысл, стало обозначением музыки, отвечающей самым высоким художественным требованиям и получившей признание не только на родине её создателя. Хотя того или иного композитора могут признать классиком ещё при жизни, как например Дмитрия Шостаковича, «классической» называют музыку, выдержавшую испытание временем — вошедшую в традиционный концертный репертуар: если тот или иной исполнитель в поисках разнообразия воскрешает давно забытое сочинение, само по себе это не делает его классическим.

Обычно это понятие используется применительно к «серьёзной» музыке, то есть требующей концентрации внимания, в отличие от «лёгкой», предназначенной в основном для развлекательных целей и нередко служащей фоном для различных занятий. Неведомый XVIII веку разрыв между «серьёзной» и «лёгкой» музыкой произошёл в XIX веке, тем не менее к классике причисляют и высшие образцы некоторых развлекательных жанров (иногда их называют «полуклассикой»): в частности, «классическую» французскую, венскую и венгерскую оперетту XIX — начала XX века, вальсы и иные танцевальные сочинения Иоганна Штрауса-сына, влияние которого обнаруживается в симфониях Густава Малера, в опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы», в симфонической поэме «Вальс» и в «Благородных и сентиментальных вальсах» Мориса Равеля.

Как произведения становятся классикой

В истории искусства было множество этапов развития. Появлялись новые течения, новые творцы, новые цивилизации, открытия. Были и падения, потери технологий, ремесел, исчезновения цивилизаций. Но искусство существовало всегда. И классикой мы называем те произведения, которые выпали на момент расцвета культуры. Именно в такие периоды создавались выдающиеся произведения, работали талантливые мастера. В моменты расцвета происходили огромные рывки в развитии обществ, государств. Безусловно, в разных странах классические произведения отличаются.

К примеру, в России к классике мировой литературы относятся произведения Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина и других выдающихся мастеров слова. В Англии это Уильям Шекспир, Оскар Уайльд и др. Но если сравнивать произведения всех этих писателей, то писали они по-разному, на разные темы, освещали различные проблемы. Тем не менее все они относятся к классике.

Так что же их объединяет? Почему на вопрос о том, что такое классика, мы можем смело называть эти имена? Само понятие классики изменялось в течение многих лет, приобретало новые оттенки значения. Но можно признать то, что люди продолжают обращаться к классическим произведениям, вне зависимости от того, когда они были созданы. Эти работы не теряют актуальности и продолжают давать почву для споров, размышлений. А порой ставят перед зрителем сложные загадки. Классика, несмотря на свой возраст, оказывает непосредственное влияние и на современность.

Классика в сфере кинематографа

Чтобы понять, что такое классика и как она влияет на современность, можно рассмотреть некоторые сферы искусства. Например, кинематограф. Чаще всего классика фильмов — это то, что положило начало новым направлениям и стилям или стало самым выдающимся произведением в своем жанре. Многим известно имя Чарли Чаплина, и, пожалуй, многие согласятся, что его творчество можно отнести к классике, ведь с ним ассоциируется целая эпоха в кинематографе.

Что такое классика

Один из фильмов с его участием – «Огни большого города». Даже само название этой картины стало крылатым выражением.

Что такое классика

Это немой фильм, но в нем все понятно и без слов. Сейчас же немые фильмы ассоциируются лишь с прошлым. Но все же они очень многое значат для кинематографа. Ведь в этих фильмах была так важна актерская игра. Рассказать историю без слов — это ли не мастерство?

Или взять, к примеру, картину «Унесенные ветром», которая объединяет и классику кинематографа, и классику мировой литературы, поскольку сюжет основан на одноименном произведении. Фильм был снят по новейшим технологиям того времени. И все в этом фильме было прекрасно, начиная от актерской игры, заканчивая чудесным цветом самого фильма.

Влияние в культуре

Музыка, признанная впоследствии классической, во все времена так или иначе вбирала в себя народное музыкальное творчество и, в свою очередь, оказывала влияние на профессиональную неакадемическую музыку. XIX веку был известен феномен популярной оперы, когда арии Дж. Россини или Дж. Верди распевали как современные песенные шлягеры. В XX веке многие композиторы работали одновременно в академических и неакадемических жанрах: Дмитрий Шостакович является автором не только симфоний, но и песен эстрадного характера; один из лучших современных симфонистов, Гия Канчели, для многих так и остался автором шлягера «Чито-гврито»; Андрею Петрову более широкую известность, нежели его симфонические сочинения, оперы и балеты, принесли песни и эстрадная музыка, в которых он использовал опыт работы в академических жанрах.
.

На неакадемическую музыкальную культуру классическая музыка оказывает влияние и через посредство кинематографа: режиссёры часто используют фрагменты из сочинений великих композиторов прошлого (в традиционном исполнении или в современных аранжировках) — далеко не только в фильмах, посвящённых композиторам, как «Чайковский» И. Таланкина, «Малер» К. Рассела или «Бессмертная возлюбленная» Б. Роуза, и не только в художественном кинематографе, но и в мультипликационном: например, «Наивные симфонии» Уолта Диснея или «Сеча при Керженце» Юрия Норштейна — попытки воплотить в зрительных образах известные музыкальные произведения. С другой стороны, оригинальные сочинения для кинематографа со временем могли стать классикой и прочно войти в концертный репертуар, как музыка Сергея Прокофьева к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна или «Метель» Георгия Свиридова, изначально написанная для одноимённого фильма.

Значительное влияние музыкальная классика оказывает и на современную рок-музыку. Тональный язык, используемый большинством рок-музыкантов, был разработан в начале эпохи барокко

Кроме того, разнообразные произведения рок-музыки, как правило, прямо или косвенно связаны с произведениями классического репертуара, хотя на этом влиянии редко заостряют внимание публики

Тем не менее, исключительное использование классических тональностей является важной особенностью некоторых рок-групп, в частности группы Oasis, с характерными для её композиций аккордами и гармоническими прогрессиями, достойными чистейшей классической традиции. Влияние композиторов эпохи барокко (прежде всего А

Вивальди и И. С. Баха) на творчество гитаристов хард-рока и тяжёлого металла, таких, как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс, вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке — для таких групп, как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Музыкальная классика глубоко проникает и в тяжёлый металл (хеви-метал) — формирует разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленную такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Versailles, Nightwish, Epica, Kamijo и многими другими.

Влияние композиторов эпохи барокко (прежде всего А. Вивальди и И. С. Баха) на творчество гитаристов хард-рока и тяжёлого металла, таких, как Эдди Ван Хален и Рэнди Роадс, вполне обнаруживаются на слух опытным знатоком музыки. Кроме того, классическая музыка имеет большое значение в прогрессивном роке — для таких групп, как Yes, Genesis и Emerson, Lake & Palmer, в группах симфонического рока. Музыкальная классика глубоко проникает и в тяжёлый металл (хеви-метал) — формирует разновидность этого жанра под названием симфоник-метал, представленную такими группами, как Adagio, Apocalyptica, Versailles, Nightwish, Epica, Kamijo и многими другими.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий