Клавесин

Эволюция

С начала 17 века вместо жильных использовались металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.

В 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.).

Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На некоторых клавесинах для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (так называемая лютневая клавиатура).

Устройство

Первоначально клавесин имел четырёхугольную форму, в XVII веке приобрёл крыловидную продолговатую треугольную форму, вместо жильных стали применяться металлические струны. Струны его расположены горизонтально, параллельно клавишам, обычно в виде нескольких хоров, причем группы струн разных мануалов находятся на разных высотных уровнях. Внешне клавесины обычно изящно отделывались: корпус украшался рисунками, инкрустациями и резьбой. В эпоху Людовика XV отделка клавесина соответствовала стильной мебели того времени. В XVI—XVII веках выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.

Регистры

Звук клавесина — блестящий, но мало певучий, отрывистый, не поддающийся динамическим изменениям, то есть плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно. Для изменения силы и тембра звука, в клавесине может быть более одного регистра, которые включаются ручными переключателями, рычажками, находящимися по бокам клавиатуры. Ножные и коленные переключатели регистров появились в конце 1750-х годов.

У клавесина, в зависимости от модели могут быть следующие регистры:

  • 8-футовый (8`) — регистр, звучащий соответственно нотной записи;
  • лютневый — регистр характерного носового тембра, напоминающий пиццикато на смычковых инструментах; обычно не имеет своего ряда струн, а образуется из обычного 8-футового регистра, струны которого при переключении рычажка приглушаются кусочками кожи или войлока с помощью специального механизма;
  • 4-футовый (4`) — регистр, звучащий на одну октаву выше;
  • 16-футовый (16`) — регистр, звучащий на одну октаву ниже.

Мануалы и их диапазон

В XV веке диапазон клавесина составлял 3 октавы, причем в нижней октаве некоторые хроматические ноты отсутствовали. В XVI веке диапазон расширился до 4 октав (от C большой октавы до C 3-й: C — C’’’), в XVIII веке — до 5 октав (от F контр-октавы до F 3-й: F’ — F’’’).

В XVII—XVIII веках для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) мануалами (клавиатурами), которые располагались террасообразно одна над другой, а также с регистровыми переключателями для октавного удвоения и изменения тембровой краски.

Типичный немецкий или нидерландский клавесин XVIII века имеет два мануала (клавиатуры), два набора струн 8` и один набор струн 4` (звучащих октавой выше), которые благодаря имеющимся переключателям регистров могут использоваться по отдельности или совместно, а также механизм копуляции мануалов (копула), позволяющий задействовать регистры второго мануала при игре на первом.

Толкачик

Современный металлический толкачик, сверху и снизу винты для регулировки механики

На рисунке 1 изображена функция толкачика (или прыгунка), цифрами обозначены: 1 — ограничитель, 2 — фетр, 3 — демпфер, 4 — струна, 5 — плектр (язычок), 6 — лангетта, 7 — ось, 8 — пружина, 9 — толкачик, 10 — отклонение лангетты с плектром.

Клавесин
Рисунок 1

Рисунок 2

Толкачик: плектр(белый), демпфер(красный)

  • A — исходное положение, демпфер на струне.
  • B — нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, плектр приближается к струне.
  • C — плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика контролирует ограничитель, обитый снизу войлоком.
  • D — клавиша отпущена, толкачик опускается, при этом лангетта отклоняется в сторону (10), позволяя плектру почти беззвучно соскользнуть со струны, затем демпфер заглушает вибрацию струны, а лангетта с помощью пружины возвращается в исходное состояние.

На рисунке 2 изображено устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось лангетты, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр, 5 — демпфер.

Толкачики установлены на конец каждой клавиши клавесина, это отдельное приспособление, которое вынимается из клавесина для починки или регулировки. В продольном вырезе толкачика на оси крепится лангетта (от фр. languette), в которой закреплён плектр — язычок из вороньего пера, кости или пластика (дюралиновый плектр Delrin — на многих современных инструментах), круглый или плоский. Кроме одного плектра делались и сдвоенные латунные плектры, которые располагались один над другим. Два защипывания подряд не улавливались слухом, но свойственную клавесину колючую атаку, то есть острое начало звука, такое устройство делало более мягкой. Чуть выше язычка — демпфер из войлока или мягкой кожи. При нажатии на клавишу толкачик выталкивается вверх, и плектр защипывает струну. Если клавишу отпустить, освобождающий механизм позволит плектру вернуться в исходное положение без повторного защипывания струны, а вибрация струны заглушается демпфером.

Рассвет и закат инструмента

Первые упоминания об клавесине датируются 1397 годом. В эпоху раннего ренессанса его описал Джованни Боккаччо в своем «Декамероне». Примечательно то, что старейшее изображение клавесина датировано 1425 годом. Он был изображен на алтаре в немецком городе Миндене. До нас дошли клавесины 16 века, которые в основной массе были изготовлены в итальянской Венеции.

В Северной Европе производством клавесинов с 1579 года занялись фламандские мастера из семьи Рюккерс. В это время конструкция инструмента претерпевает некоторые изменения, корпус становится более тяжелым, а струны удлиненными, что дало глубокий тембральный окрас.

Значительную роль в усовершенствовании инструмента сыграла французская династия Бланше, позже Таскин. Из английских мастеров XVIII века выделяют семьи Шуди и Киркмана. Их клавесины имели дубовый корпус и отличались насыщенным звуком.

К сожалению в конце 18 века, клавесин полностью вытеснен фортепиано. Последняя модель была выпущена фирмой Киркман в 1809 году. Лишь в 1896 году английский мастер Арнольд Долмеч возрождает производство инструмента. Позже инициативу подхватывают французские производители Плейель и Эра, которые стали изготавливать клавесин с учетом передовых технологий того времени. Конструкция имела стальную раму, которая была способна удержать тугое натяжение толстых струн.

Основные факты

Клавесин – это клавишный инструмент щипкового типа. Во многом обязан своим происхождением греческому щипковому инструменту псалтериону у которого звук извлекался посредством клавишного механизма с применением гусиного пера.
Человек, играющий на клавесине назывался – клавирист, мог с успехом играть на органе и клавикорде.
Долгое время клавесин считался инструментом аристократов, так как его изготавливали только из ценных пород дерева. Часто, для клавиш использовалась инкрустация из чешуек, панцирей черепах, а также драгоценных камней.

Клавесин

Устройство клавесина

Клавесин выглядит, как удлиненный треугольник. Горизонтально расположенные струны находятся параллельно клавишному механизму. Каждая клавиша имеет толкатель-прыгун. На верхней части толкателя крепится лангетта к которой закреплён плектр (язычок) из вороньего пера, именно он защипывает струну при нажатии клавиши. Над язычком расположен демпфер из кожи или войлока, который заглушает вибрации струны.

Для изменения громкости и тембрального окраса клавесина используют переключатели. Примечательно то, что плавное крещендо и деминуэндо на этом инструменте реализовать невозможно. В 15 веке диапазон инструмента имел 3 октавы с отсутствием некоторых хроматических нот в нижнем диапазоне. В 16 веке диапазон расширили до 4-х октав, а в 18 веке инструмент имел уже 5 октав.
Типичный для 18 века инструмент имел 2 клавиатуры (мануала), 2 набора струн 8` и 1 — 4`, который звучал на октаву выше. Их можно было использовать по отдельности и совместно, компилируя тембр по своему усмотрению. Также был предусмотрен так называемый «лютневый регистр» или носовой тембр. Для его получения, требовалось использовать небольшую приглушку струн войлоком или кочками кожи.

Ярчайшими клавесинистами являются Ж. Шамбоньер, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен, Л.К. Дакен и многие другие.

Клавесин в разных странах

Название «клавесин» (во Франции; арпсихорд — в Англии, кильфлюгель — в Германии, клавичембало или сокращённо чембало — в Италии) сохранилось за большими инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно прямоугольной формы, с одинарными струнами и диапазоном до 4 октав, называвшиеся: эпинет (во Франции), спинет (в Италии), вёрджинел (в Англии).

Клавесин с вертикально расположенным корпусом — клавицитериум. Клавесин применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

КлавесинСоздателем виртуозного клавесинного стиля был итальянский композитор и клавесинист Д. Скарлатти (ему принадлежат многочисленные произведения для клавесина); основатель французской школы клавесинистов — Ж. Шамбоньер (популярны были его «Клавесинные пьесы», 2 кн., 1670).

Среди французских клавесинистов конца 17—18 вв. — Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Даидриё. Французская клавесинная музыка — искусство утончённого вкуса, изысканных манер, рационалистически ясное, подчинённое аристократическому этикету. Деликатное и холодноватое звучание клавесина гармонировало с «хорошим тоном» избранного общества.

У французских клавесинистов нашёл своё яркое воплощение галантный стиль (рококо). Излюбленными темами клавесинных миниатюр (миниатюра — характерная форма искусства рококо) были женские образы («Пленительная», «Кокетливая», «Сумрачная», «Застенчивая», «Сестра Моника», «Флорентинка» Куперена), большое место занимали галантные танцы (менуэт, гавот и др.), идиллические картинки крестьянского быта («Жнецы», «Сборщицы винограда» Куперена), звукоподражательные миниатюры («Курица», «Часы», «Щебетание» Куперена, «Кукушка» Дакена и др.). Типичная черта клавесинной музыки — обилие мелодических украшений.

К концу 18 в. произведения французских клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. В итоге инструмент, обладавший столь долгой историей и столь богатым художественным наследием, был вытеснен из музыкальной практики и заменен фортепиано. И не просто вытеснен, а совершенно забыт в XIX веке.

Это произошло в результате коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, в основе которой лежит либо ясно сформулированная, либо отчетливо ощущаемая концепция теории аффектов (кратко самая суть: одно настроение, аффект — одна звуковая краска), для которой клавесин был идеальным средством выражения, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению — классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости — чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано. Всего этого клавесин не мог сделать в принципе — в силу особенностей своей конструкции.

[править] Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Клавесин (в том числе множество аудиозаписей)
  • El Lautenwerk o clave-laud
  • The baroque LUTE-HARPSICHORD: A Forgotten Instrument
  • Information (На сайте имеется коллекция видео- и аудиоклипов)

Исторические музыкальные инструменты

Струнные Баритон | Виола | Виоль д’амур | Виола да гамба | Виуэла | Лютня | Теорба | Арпеджионе 
Духовые Блокфлейта | Шалмей | Кроммхорн | Охотничий гобой | Гобой д’амур | Шалюмо | Кларнет д’амур | Бомбарда | Сакбут | Раушпфайф | Вистл | Серпент 
Клавишные Клавесин | Вёрджинел | Мюзелар | Спинет | Клавикорд
Смычковые Скрипка • Альт • Баритон • Виола да гамба • Гудок • Сука • Ребек • Кротта • Виолончель • Контрабас • Никельхарпа • Ребаб • Хардангерфеле • Эсрадж • Фидель 
Щипковые Арфа • Ангелика • Балалайка • Банджо • Бандура • Бузуки • Вамби • Гитара • Гусли • До́бро • Домбра • Домра • Думбыра • Дутар • Кантеле • Канклес • Каннель • Комуз • Мандолина • Лютня • Кобза • Пипа • Сямисэн • Торбан • Уд • Цитра 
Ударные Цимбалы • Янцинь 
Ударно-клавишные Клавикорд • Фортепиано • Пианино • Рояль 
Щипково-клавишные Вёрджинел • Клавесин • Мюзелар • Спинет 
Фрикционно-клавишные Колёсная лира 
Прочее Смычок • Плектр • Струна • Струнодержатель • Лад • Порожек • Гриф • Мензура • Штрихи
Духовые музыкальные инструментыУдарные музыкальные инструментыЭлектронные музыкальные инструменты

Музыкальный инструмент клавесин

Те, кто посещал уроки музыкальной истории и литературы, могут с уверенностью сказать, что клавесин – это древний инструмент, который появился еще в XV- XVI веке.

Механизм его работы достаточно сложен, а звук — своеобразен. Для того чтобы понять это, нужно прослушать несколько композиций при игре на таком инструменте.

Клавесин

Большей частью такой инструмент сейчас можно встретить в специализированных местах, а именно в консерваториях и музыкальных учреждениях

Все эти инструменты считаются раритетом, и на них играют очень аккуратно, с бережностью и осторожностью, так как старые щипковые механизмы могут поломаться

[править] История

Самые ранние упоминания инструмента типа клавесина фигурируют в «Декамероне» Джованни Боккаччо, вышедшем в 1354 году, а также в источнике 1397 года из Падуи (Италия), самое раннее известное изображение — на алтаре в Миндене (1425), первое описание с иллюстрирующими рисунками делает Анри Арно де Цволле в 1436 году. У де Цволле это тот же клавикорд с приданым ему щипковым механизмом. Как солирующий инструмент клавесин сохранялся в обиходе до конца XVIII века. Несколько дольше он использовался для исполнения цифрованного баса, для сопровождения речитативов в операх. Ок. практически вышел из употребления. Возрождение культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX — XX веков.

Двухмануальный франко-фламандский клавесин, построенный в 2004-ом году Титусом Крейненом по исторической модели Рюккерса

Клавесины XV века не сохранились. Судя по изображениям, это были короткие инструменты с грузным корпусом. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они имели 8` регистр (реже два регистра 8` и 4`), отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с года работали представители семьи Рюккерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламандских и нидерландских моделей. Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рюккерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.

Функция толкачика : 1 — ограничитель 2 — фетр, 3 — демпфер, 4 — струна 5 — плектр (язычок), 6 — лангетта (от фр. languette), 7 — ось, 8 — пружина, 9 — толкачик, 10 — escamotage de la languette et du bec — A : исходное положение, демпфер на струне — B : нажатие на клавишу: поднятие толкачика, демпфер освобождает струну, язычок приближается к струне — C : плектр защипнул струну, струна звучит, высоту выскакивания толкачика ограничивает планка, обитая снизу войлоком — D : клавиша отпущена, толкачик опускается, плектр в лангетте при верхнем положении толкачика удерживается отведённым в сторону специальной пружинкой, отчего опускаясь вниз он не задевает струну повторно, а демпфер заглушает вибрацию струны.

Клавесин во французском стиле работы Жана-Поля Руо (Париж) по Никола Дюмону 1707-го года

Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе есть инструменты с 2` и 16` регистрами, а также с тремя мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й. Д. Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII века. Во второй половине XVIII века клавесин стал вытесняться фортепиано. Около фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А. Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 году в Лондоне и вскоре открыл мастерские в Бостоне, Париже и Хейслмире. Выпуск клавесинов наладили также парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Так началась эпоха новой клавесинной эстетики.Клавесин современный занял свое место в музыке ХХ века. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дауд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.

Клавесин в современности: где можно услышать

Мощное звучание и необычный внешний вид вызывают интерес к такому инструменту, как клавесин.

Как можно понять, сегодня клавесин является не столь популярным инструментом, но его до сих пор используют некоторые музыканты для того, чтобы добиться оригинального звучания и поразить публику. Он фигурирует даже в современных фильмах и сериалах. Многие смотрели сериал «Ганнибал». Главные роли там исполнили Хью Дэнси, Мадс Миккельсен и Каролин Давернас. Зрители могут отметить, что герой, который был в роли Ганнибала Лектора, овладел таким необычным искусством, как игра на клавесине. Он отметил, что звуки клавесина обладают большей силой. Этот инструмент позволяет придать музыке новое звучание.

«Когда играет клавесин» — это фильм советского кинематографа. Он был выпущен на экраны в 1966 году. В нем также присутствует сюжетная линия, которая связана с таким инструментом.

Разновидности

Клавицитерий на гравюре из трактата М. Преториуса Syntagma Musicum (1615-19)

Название «клавесин» (фр. clavecin, итал. cembalo, англ. harpsichord, нем. Kielflügel) сохранилось за большими щипковыми клавишными инструментами крыловидной формы с диапазоном до 5 октав. Существовали также меньшие по размерам инструменты, обычно с одним набором струн и диапазоном до 4 октав:

  • спинет — со струнами по диагонали слева направо;
  • вёрджинел — прямоугольной формы, с мануалом слева от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
  • мюзелар — прямоугольной формы, с мануалом справа от центра и струнами, расположенными перпендикулярно клавишам;
  • клавицитерий (лат. clavicytherium, итал. cembalo verticale) — клавесин с вертикально расположенным корпусом. Описания известны со второй половины XV века, первый известный экземпляр инструмента датируется 1460-70 гг. (возможно, из Ульма), термин clavicytherium — впервые в трактате С. Вирдунга (1511).

Чем отличается такой вид инструмента?

Первая отличительная черта такого инструмента – это клавиатура клавесина. Каждый из нас знает, как выглядит клавиатура фортепиано. Так же она выглядела и у клавесина, только без покрытия эмалью. Это были простые деревянные шлифованные дощечки.

Также стоит отметить, что такой же тип клавиатуры и механизма использовали создатели инструмента, который сейчас носит название фортепиано. Можно сказать, что это его первоначальная версия, которая была усовершенствована. На протяжении долгого времени в конструкцию инструмента вносились коррективы, был изменен механизм прикрепления струны к клавише.

Клавесин

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий