Что такое кода в музыке? определение и особенности

Кода: ее гармонические и мелодические черты

Итак, что же такое кода в музыке? Это раздел, следующий после завершающего. Чтобы кода в сознании слушателя осталась именно в качестве окончательного завершения, композиторы прибегают к возможностям музыкальной гармонии. Это учение о строении и соединении аккордов. Коды очень часто звучат на тоническом органном пункте. Он представляет собой повторение тоники произведения (его главной ноты) в басовом голосе на протяжении всего раздела.

Гармонии (т. е. аккорды), которые используют композиторы в кодах, называют плагальными. Они звучат очень мягко, не содержат диссонансных (звучащих остро, резко) аккордов. Это усиливает ощущение завершения. Композитор как бы показывает, что все надежды или волнения остались позади.

Еще в кодах используют возможности развития мелодии. Здесь композитору уже ни к чему широкая развернутая мелодическая линия. На то, чтобы повторить основную музыкальную тему произведения, есть реприза. В коде же чаще всего эта основная тема начинает дробиться. Композитор делит ее на мотивы. Чем ближе конец произведения, тем эти мотивы становятся короче.

Иногда встречаются особенно интересные по своему музыкальному материалу коды. В произведении может быть не одна яркая мелодия, а несколько. Но если основная тема звучит в произведении как минимум дважды (в начале и в репризе), то мелодия, например середины, может только здесь и прозвучать и больше нам не встретиться. В этом случае композиторы иногда «напоминают» о ней в коде. Получается как бы вторая реприза.

Кода в музыке и в балете

Понятие коды употребляется в музыке и балете, где оно также имеет обобщающий характер:

  • кода в музыке – дополнительная часть в конце музыкального произведения, в которой происходит утверждение и окончательное закрепление его тональности и основных тем. Следует за полным кадансом;
  • кода в балете – заключительная часть танцев, часто виртуозных, которая начинается после вариации.

Кода, финал, ритурнель

Не стоит смешивать коду с финалом музыкального произведения или танца, поскольку, это не тождественные понятия. Если финал – итог, окончательная часть произведения, то кода – завершающий раздел его части. Иногда кодой выступает ритурнель, при его повторе в начале и в конце произведения.
В широком понимании кода сопоставляется с послесловием.

Слово кода произошло от итальянского coda, что в переводе означает дополнение, окончание (от лат. cauda – хвост, конец).

Определение слова «Кода» по БСЭ:

Кода — Кода (итальянский coda, буквально — хвост)1) в поэтике — добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8. В расширенном значении — заключительная часть сложной строфы, отличающаяся от основной части расположением рифм, числом стоп или др. признаками (например, строки 5-7 в строфе «Коринфской невесты» И. В. Гёте):Знай, что смерти роковая силаНе могла сковать мою любовь,Я нашла того, кого любила,И его я высосала кровь!И, покончив с ним,Я пойду к другим, —Я должна идти за жизнью вновь!2) В музыке — завершающий раздел музыкальной формы, дополняющий ее основную часть. Для К. типична устойчивость. в ней могут применяться тонический органный пункт, повторение построений завершающего характера, мелодико-гармоничные обороты, обобщающие, суммирующие тематический материал произведения. В медленных пьесах темп в К. обычно замедляется, внося успокоение, в быстрых — часто ещё более ускоряется. В крупных пьесах с контрастирующими темами в К. нередко вводится в виде напоминания тема среднего раздела пьесы.

Кода — Рохан (настоящее имя — Сигэюки) (23.7.1867, Токио, — 30.7.1947, там же), японский писатель. Вырос в религиозной семье. Выступил с повестями «Капли росы» (1888), «Статуя Будды» (1889). в центре его произведений — образ одинокого мастера-художника, влюблённого в своё искусство и равнодушного к славе:«Пятиярусная пагода» (1891) и др. Позднее в творчестве К. появились реалистические тенденции («Изящный маленький божок», 1893-95. «Волны, бьющие в небо», 1903), но романтическое восприятие действительности, мистицизм и идеализм остались главными чертами его творчества.Лит.: История современной японской литературы, перевод с японского, М., 1961. Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964.

Что такое кода в музыке? определение и особенности

Происхождение

Кода восходит к античной традиции добавления метрически обособленных частей в конце лирических стихов. Например, эпод замыкает две части трёхчастной строфы (строфа-антистрофа-эпод) в древнегреческой хоровой песни.

В средневековой итальянской поэзии (XIII-XV вв.) термином «кода» зачастую обозначался один или несколько терцетов (трёхстиший), которые прибавлялись к строфам твердых поэтических форм (сонет, рондо, терцины). Как правило, первая строка коды состояла из 7-ми стоп и связывалась рифмой с последней строкой традиционной части стиха, остальные строки – 11-стопные – рифмовались между собой, не соответствуя рифмам основной части стиха. Кодой дополнялись преимущественно комические сонеты. Ранние коды встречаются в сборнике произведений Д. Алигьери «Новая жизнь» (1295 г.). В русской классической поэзии кода нашла отражение в творчестве поэта В. Я. Брюсова.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий