Кокошник (головной убор)

Какое место кокошник занимает в современной моде?

Этот головной убор как часть традиционного русского костюма всегда присутствовал на сцене. Артисты певческих и танцевальных коллективов, исполняющие в репертуаре народные песни и танцы, демонстрируют на концертах кокошники невероятной красоты, выполненные в народных и современных техниках:

  1. Как часть карнавального наряда или костюма Снегурочки, оригинальный головной убор популярен уже не одно десятилетие.
  2. Королева Амидала из «Звёздных войн» во втором эпизоде появляется в золотом дорожном костюме с головным убором, в основу которого положен русский кокошник.
  3. Французский модный дом Карла Лагерфельда для представления новой коллекции 2008–2009 годов Paris-Moscou использовал кокошник как отправную точку для создания фантазийных образцов головных уборов моделей на подиуме.
  4. Прошедший в России футбольный чемпионат сделал его трендом, который примеряли на себя и женщины, и мужчины, и дети. Хоть болельщики с самой первой игры появлялись на трибунах в российских головных уборах, взлёт был определён знаменитой «троицей в кокошниках» на матче сборных России и Испании. Продажи национального головного убора взлетели, подогреваемые спросом иностранных болельщиков на русские сувениры. Так кокошник стал эмблемой ЧМ-2018.

Презентация на тему: » Такой непростой кокошник. Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты.» — Транскрипт:

1

Такой непростой кокошник

2

Кокошник (головной убор) Виды кокошников Кокошник своими руками Русские орнаменты

3

Кокошник (головной убор) Кокошник — высокий, расшитый праздничный головной убор женщин, покрывающий волосы. Название происходит от древнерусского слова «Кокош» — петух. Видимо форма головного убора напоминала древним русичам петушиный гребень.

4

Кокошник (головной убор) Характерная черта кокошника гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых драгоценными камнями.

5

Кокошник (головной убор) Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж, скота, болезни людей и т. п.

6

Виды кокошников По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

7

Виды кокошников Однорогие кокошники могут быть трех видов: в форме равнобедренного треугольника, в виде конуса с удлиненной передней частью, в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом.

8

Виды кокошников Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

9

Виды кокошников Кокошники с плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

10

Виды кокошников Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником узкой полоской орнаментированной ткани

11

Народные орнаменты Орнамент — узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.

12

Народные орнаменты В орнаментах воплощались древние народные символы и обряды.

13

Народные орнаменты Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.

14

Народные орнаменты Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках.

15

Народные орнаменты Другим самым распространенным героем русских вышивок была птица. Считалось, что птица приносит добро человеку.

16

Народные орнаменты Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное.

17

Народные орнаменты Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо- дерево с волшебными плодами.

18

Кокошник своими руками

22

Используемые ресурсы: 1. html шаблон презентации html htm Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpghttp://900igr.net/datai/tekhnologija/Biseropletenie/ Devichi-golovnye-ubory-venets-i-povjazka.jpg 6. jpg

23

Используемые ресурсы: 9. jpg shhukina.31/0_540e0_d _XLhttp://img-fotki.yandex.ru/get/5804/vera- shhukina.31/0_540e0_d _XL 12. fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpghttp://img- fotki.yandex.ru/get/18/balovannaya.6/0_c327_ b_L.jpg 13. jpg 14. jpg 15. fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XLhttp://img- fotki.yandex.ru/get/5407/azarkseniya.6/0_540af_9c90250a_XL 16. png 17.

24

Используемые ресурсы: jpg pg pg /sdc13485_0. jpg 10/sdc13485_0.jpg

Как носили такой головной убор?

Нарядный кокошник надевали в праздники. В другое время носили упрощенный вариант короны. Свадебную (жемчужную диадему) долгие годы аккуратно хранили в сундуке, а затем передавали по наследству. Удивительно, как наши предки бережно относились к вещам.

Объемная конструкция не пугала красавиц. Она имела небольшой вес, плотно облегала голову и не слетала. Веер крепился с помощью лент. Гребень надевался на сетчатую шапочку, в которой прятали волосы. Поверх короны еще иногда накидывали платок из шелка или шерсти.

Кокошник можно легко сделать своими руками и сейчас. Например, ребенку для маскарадного костюма. Просто, недорого и очень красиво. Выше можно посмотреть небольшой мастер-класс, а ниже кратко описана схема работы выглядит так:

  1. Из проволоки конструируется каркас изделия по нужным размерам.
  2. К основе нитками клеится картонный обод.
  3. Выкройка готова. Далее корона обшивается любой нарядной тканью.
  4. Поверхность декорируется бусами, лентами и др. Шаблоны рисунков есть в интернете.
  5. Сзади, например, из тюли крепятся широкие завязки.

Откуда взялся кокошник

Модные течения существовали во все времена. Русская корона, возникновение которой принято относить к 16-17 веку, появилась не сама по себе. В Европе в это время носили конусообразный и рогатый атур (колпак), шляпы с полями, потом береты, в Византии — чепцы, капюшоны, высокие короны. Развитие торговых отношений между государствами, способствовало распространению модных веяний на Руси.

По версии историков, дочери русских князей, смотря на одежду византиек, начинали подражать заграничным дамам. Так появился русский кокошник — это старинная, разукрашенная женская шапка в виде гребешка. Значение слова кокошник — «петушок», «наседка». В толковом словаре Даля отмечены еще 2 названия историзма — «кокуй«, «кокошка» с определением — «народный головной убор русских женщин».

Известно ли вам, что замужние дамы покрывали голову не только для красоты или от плохой погоды, но и по духовным соображениям? Платок олицетворял христианские ценности — смирение, благородство, чистоту.

До кокошника носили:

  • убрус с деревянным обручем и подвесками (платок поверх мягкой шапочки);
  • повой (тканное полотно, обмотанное вокруг головы);
  • сборник (расшитая драгоценностями шапочка, с присборенной частью)
    кичку (корона с рогами);
  • сороку (похожа на хвост павлина, обильно украшалась бисером, цветами, лентами и т.д.).

В каждой губернии были свои кокошники. В Костромской — высокие, во Владимирской — полукруглые, в Псковской — со вставками из жемчуга. Имели место и двухгребенчатые, цилиндрические короны.

Мистика и обряды, связанные с ним

Кокошник (головной убор)

Считалось, что непокрытые, они навлекают несчастье не только на их обладательницу, но на семью и весь род

С жены, изменившей мужу, перво-наперво срывали повойник, чтобы волосы были видны всем. Таким образом грех выставлялся на всеобщее осуждение. Блудницы, русалки ходили с распущенными волосами. Отсюда происхождение слов «распущенность» и «опростоволоситься».

Девушки надевали кокошник, оставляя открытыми волосы на макушке и косу. Густая и длинная, она считалась символом девичьей красоты и служила для привлечения внимания потенциальных женихов. Замужняя женщина имела право на ношение кокошника только с покрывающим слоем, под которым прятали волосы полностью.

После венчания, когда статус девушки менялся, проводился обряд, на котором женщина прощалась со своей девичьей красой. Под печальные песни косу невесты расплетали и заплетали из одной две. Свекровь надевала на невестку кокошник с тонким покрывалом, иногда кисею заменяли платком, завязывая его по-бабьи, снизу подбородка.

Этот головной убор был праздничным, в повседневности его не носили. В ходу были повойники, которые заменялись невысокими венцами. Невеста должна была выходить замуж в жемчужном кокошнике. Дешёвые его варианты покрывали позором семью. Если купить дорогой головной убор родители не имели возможности из-за бедности, то брали на время в соседских семьях.

Носили его по праздникам до рождения первого ребёнка, затем кокошник возвращали хозяевам. В наиболее крупных и прогрессивных регионах обязательное ношение кокошника после свадьбы определялось трёхдневным сроком. Собственные жемчужные уборы очень бережно хранили и передавали старшей невестке, а за неимением таковой – старшей дочери как весомую часть приданого.

Как из ткани сделать своими руками кокошник для русского народного костюма

Кокошник является обязательным дополнением для народного костюма. Красивый головной убор можно сделать своими руками не только для взрослых, но и для девочек, для этого нужно правильно снять мерки.

Выкройки и шаблоны для изготовления своими руками русского народного кокошника

Для изготовления головного убора из ткани нам дополнительно понадобится плотный картон, а также украшения и несколько резинок для крепления. Материя подойдёт любая, соответствующая общему стилю образа. Можно распечатать шаблон кокошника для вырезания или нарисовать собственный эскиз по индивидуальным замерам.

Выкройка в форме шапочки ФОТО: rukaraoke.ru

Головной убор с высоким гребнем ФОТО: pinterest.ruИдеи формирования гребня с размерами ФОТО: yandex.ru

Как по выкройке сшить своими руками кокошник

Мастер-класс по изготовлению своими руками русского народного кокошника.

  1. Вырезать из бумаги трафарет, затем перенести его на картон.
  2. По картонному шаблону русского народного кокошника вырезать две заготовки из ткани с учётом припусков на швы.
  3. Сшить детали между собой, вывернуть на лицевую сторону, вложить внутрь картон и зафиксировать потайным швом.
  4. Для того, чтобы старинный головной убор держался на голове, дополнительно нужно вырезать плотную полоску из картона – ободок.
  5. Ободок обшить тканью и пришить к гребню. Между деталями следует выдерживать угол 90º.
  6. Пришить две ленточки-завязки или резинку для более надёжной фиксации на голове.
  7. Украсить гребень и ободок лентами, тесьмой и другим подходящим декором.

Теперь вы знаете, как сделать своими руками русский народный кокошник, в такой последовательности шьют убор как для девушки или женщины, так и для девочки, и для куклы.

Пошаговое изготовление символа русского народного костюма ФОТО: 1000sovetov.ruУкрашение бисером, пайетками и жемчугом ФОТО: ar.pinterest.com
Кокошник с высоким гребнем ФОТО: millionpodarkov.ru

Что это за головной убор?

главной отличительной чертой его является наличие оригинального элемента – гребня, вокруг которого и строится вся композиция.

Кокошник представлял собой лёгкую конструкцию в виде веера или опахала, волосник или шапочка пришивались к нему, затейливо украшенные. Плотный охват головы гарантировал надёжную посадку и скрывание заплетённых или уложенных волос.

В каждом регионе кокошник имел свою форму. Одни губернии славились однорогими кокошниками, другие носили двурогие. Деревни, расположенные на незначительном расстоянии друг от друга, могли носить шапочки или полумесяцы.

Историческая справка

Историки допускают версию создания подобного сложной конструкции как заимствование от византийских матрон, которые украшали себя диадемами, крепившимися к волосам с помощью ленточек

Пётр 1 запретил для знати ношение русских платьев, но крестьянство поддерживало многовековые традиции и продолжало носить сарафаны и кокошники. Их реабилитация произошла при Екатерине Великой, которая ввела в моду многое из русской жизни, в том числе и головные уборы. Отечественная война 1812 года моду закрепила, да так, что кроме кокошников с фатой знатные женщины стали носить платья, напоминавшие русские сарафаны высоким кроем стиля ампир.

Посетители картинных галерей, к примеру, Русского музея в Санкт-Петербурге, могут воочию убедиться в популярности русского костюма среди российской аристократии. Практически все женские портреты XVIII—XIX веков демонстрируют красавиц в нарядных светских туалетах с кокошником и фатой на голове.

Женщины из царских фамилий тоже одевались согласно моде тех лет. Их головные уборы украшались не только жемчугами, но и драгоценностями значительной величины, а фата выполнялась из тончайших, эфирных тканей и спускалась зачастую до самого пола.

Открывшие дома мод в начале прошлого века русские эмигранты в Париже стали вводить в быт европейцев славянские традиции. Например, в это время их стараниями стал популярен свадебный венец, созданный по российским мотивам в форме кокошника-полумесяца.

Очень многие невесты вышли замуж в тиарах, по сути являвшимися русским головным убором. А голливудские актрисы в 20–30-х годах прошлого века обожали показываться в обществе в богато украшенных кокошниках. И даже королева Англии Мария, которая доводится Елизавете Второй бабушкой, шла к венцу с тиарой (полумесяцем) на голове.

О кокошнике подробно

В разных губерниях России носили разные по форме, конструкции, деталям, украшениям кокошники. Обычно это связывалось с региональными обычаями выкладывания волос, которые собирались косами либо жгутом. Их закручивали вокруг головы, выкладывали надо лбом, разделяли надвое и прятали в области висков, маскировали их на затылке.

Виды кокошников

Использование разных головных уборов, объединённых общими признаками, объясняется проживанием женщин на разных территориях. В зависимости от этого можно подразделить их на следующие группы:

  • рогатый (однорогий или двурогий) кокошник;
  • седлообразный — представляющий собой особый головной убор, где передний элемент высоким округлым верхом, как седлом приподнимается над задней частью. Он всегда сопровождался налобником в виде расшитой ленты или узенькой тканевой полоски с вышитым орнаментом;
  • круглая форма плоскодонной шапки — всегда очень богато украшена, эту разновидность нельзя было встретить без вышивки золотыми или серебряными нитями, бисера, перламутра или жемчугов. Сверху накидывался сложенный углом платок, края которого фиксировались под подбородком;
  • кокошники, имеющие плоский овальный верх, выступы возле лба и лопасти в зоне ушей — эти головные уборы венчал белый платок, на котором золотом были вышиты орнаменты.

Однорогие кокошники имели деление на три вида:

  1. как равнобедренный треугольник;
  2. как конус с удлинённой передней частью;
  3. как высокая шапочка с плоскоокруглым верхом.

Из чего их делали?

Основой для них служила береста, позже их делали из плотного картона. Обшивали богатыми тканями, использовали бархат, парчу, кумач. Покрывалом для волос служили тонкие, лёгкие материалы. Украшения не мыслили без вышивки, позумента, бисера, жемчуга, бус, в моделях для богатых жён и дев присутствовали драгоценные каменья.

Детали и их значение

Кокошник дополнялся и украшался разными видами лопастей, обнизей, позатыльников и другими деталями, которые в разных регионах могли значительно отличаться друг от друга:

  1. Обнизи (поднизи) скрывали лоб до надбровных дуг или чуть ниже их в виде сеточки из жемчуга или бисера.
  2. Позатыльник прятал уложенные на затылке волосы. Шили его холщовым, но с бархатной настрочкой, сзади него фиксировали тесёмками.
  3. Сбоку кокошник часто украшался ряснами – длинными нитями из жемчуга или бисера.
  4. Лопасти закрывали уложенные волосы в области ушей.

Что означает вышивка?

Необычные узоры с чередующимися элементами размещались на самых видных частях кокошника. Воплощение символов и обрядов в древних народных орнаментах нашло своё отражение в вышивке на гребне и очелье головного убора.

Солнце как символ источника жизни в древних верованиях обладало величайшей силой, которая очищала и защищала человека. Этим символом украшаются подавляющее большинство вышивок, расположившихся на нарядах и предметах быта россиян. Земле предавались человеческие черты. Она представлялась русичам женщиной, которая высоко подняла руки с птицами.

Ещё одним из популярных символов, присутствующих на вышивке, являлась птица. Русский человек всегда считал, что птица может принести ему только одно добро. Конь выступал как символ хранителя домашнего очага и воспринимался самым сильным домашним животным. Дерево, древо жизни — самый древний символ, который воплощает понятия предков об устройстве мира (Вселенной). Их наивные представления о райских садах в небе и о произрастании там чудо-дерева, которое приносит волшебные плоды, нашли отражение в орнаментах вышивки кокошников.

Дополнения к наряду с кокошником

Верх его часто покрывался убрусом или фатой (дымкой, вуалью). Платок носили, сложив его треульником. Способ соединения концов платка — закалывание в области шеи. Прекрасное тонкое покрывало-фату тоже носили заколотым впереди или же позволяли ему свободно спускаться и закрывать плечи, спину, грудь.

Влияние на мировую моду

Княжна императорской крови Мария Кирилловна в подвенечном уборе, 1925 год

Невеста 1920-х годов

Историк моды Александр Васильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двумя Мировыми войнами самым популярным элементом народного костюма оказался именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира». Многие участницы Костюмированного бала 1903 года оказались в эмиграции и, чтобы найти средства для пропитания, основывали дома моды, где использовали опыт русского костюма. В этот период на Западе утверждается форма кокошника-венца как свадебного убора — в подобном венце выходила замуж даже будущая английская королева Мария Текская. Вольно переосмысленный кокошник становится элементом повседневной одежды. Жанна Ланвен делает коллекцию «русских» шляп, парижский дом «Огюст Боназ» в начале 1920-х выпускает пластмассовые кокошники.

Карл Лагерфельд в своей коллекции Paris-Moscou (2008/9) создал исключительно фантазийные образцы кокошников.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий