Ковёр

Специфика обработки

По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.

С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция, Китай и даже Европа. Но самые лучшие ковры, например из шелковых нитей — по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей — хромовые. По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.

Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.

В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft — «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.

Специфика обработки

По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные.

С изобретением анилиновых красителей в XIX веке ковровое производство пережило настоящий бум. Ковры резко упали в цене, повысилась конкуренция. Вековую гегемонию Персии начали теснить Турция, Китай и даже Европа. Но самые лучшие ковры, например из шёлковых нитей — по-прежнему весьма дороги. Сегодня анилиновые краски постепенно вытесняются полимерными и синтетическими, которые не нуждаются в закреплении и не линяют. Самое современное, третье поколение красителей — хромовые. По свойствам они практически неотличимы от натуральных, но не такие сочные по цвету.

Тем не менее, современные технологии позволили уравнять качество синтетических ковров с классическими шерстяными. Синтетические ковры серьёзно выигрывают в эксплуатации: за ними проще ухаживать.

В зависимости от технологии производства и способа закрепления пряжи на основе выделяют следующие типы ковров: тканые, плетеные, войлочные, тафтинговые (от англ. tuft — «растить пучками») и иглопробивные. Иглопробивное и тафтинговое производства скоростные, автоматизированные, дешевые. Процесс изготовления тканых ковров значительно медленнее и сложнее. Имитируя традиционную ручную работу, тканые ковры ощутимо дороже тафтинговых и иглопробивных. Они представляют собой плоские текстильные изделия, состоящие из двух перекрещивающихся систем нитей: продольных и поперечных.

Типы ковров

Так как сам предмет был выявлен достаточно давно, за это время человечество успело условно разделить его на несколько разновидностей. Каждый из них будет рассмотрен отдельно ниже:

  • Циновки, так называемые, безворсовые ковры. Название, в принципе, говорит само за себя. Данную категорию также можно подразделить на несколько аспектов. Первый вариант исполнения — килимы. Изначально производятся с такими особенностями, как максимальная прочность, надёжность и долгий срок эксплуатации. Что касаемо внешнего вида, то они напоминают двухсторонние изделия из-за того, что как на задней стороне, так и на передней изображён идентичный рисунок. Следующая модель — сумахи. Изобретены специально для длительного сохранения тепла за счёт длинных нитей.
  • Другая категория, имеющая более сложную технологию — ворсовые. Делаются они на основе узелковой техники, то есть одна нить обвязывается, соответственно, вокруг другой. Сами узлы могут быть разными. Чаще всего можно встретить такое исполнение как симметричные и асимметричные. Благодаря этому, прочность изделия намного увеличивается и остается в обновлённом состоянии долгие времена.
  • Ручной работы. В этом пункте точно можно отметить, что самостоятельное изготовление представляет собой валяние, а материал — овечья шерсть. За счёт этого снижается практичность и долговечность.
  • Между ручным изготовлением и тем, где используется специальная машинка, имеется тонкая грань. Такие ковры имеют наименование тафтинговые.

Примечания

  1. М. Р. Фасмер. ковер // Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс (рус.). — 1964—1973. // Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера.
  2. E. Barber. «Prehistoric Textiles: The Development of Cloth in the Neolithic and Bronze Ages with Special Reference to the Aegean» — Princeton University Press, 1991 — p. 202 — ISBN 069100224X, 9780691002248 «A scrap of another pile fabric was found in the 7th-6th century B.C. level at Karmir-Blur in Armenia, along with a garment with a small amount of tapestry decoralion dune in wool and bast on a wool warp (Verkhovskaja 1955). Unfortunately, we are given no information as to how the woolen pile was introduced. Similarly, the charred remains of both pile and weft-faced textiles in some sort of animal fiber were recovered farther south at flasanlu, from the late 9th century B.C. (Dyson 1964, 21)»
  3. Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin, p. 46, New York, 1982, Munich, 1982″Scholarly work on the Pazyryk carpet by experts on knotted pile rugs includes Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin (Munich, 1982)» // Mary C. Stieber. «Euripides and the Language of Craft» // BRILL, 2011, ISBN 9004189068, 9789004189065, p.312
  4. . kronk.spb.ru. Дата обращения 5 декабря 2017.
  5. . kronk.spb.ru. Дата обращения 5 декабря 2017.
  6. . kronk.spb.ru. — «Нити ворса имеют красный цвет холодного и тёплого оттенков. Окрашены красителем, выделенным из карминоносных червецов, относящихся, скорее всего, к армянской кошенили (Porphyrophora hamelii Brandt). Помимо названного известны ещё два вида армянской кошенили — Porphyrophora tritici и Porphyrophora monticola. Кроме того, древние мастера могли использовать польскую кошениль Porphyrophora polonica L.». Дата обращения 30 ноября 2017.
  7. . www.hermitagemuseum.org. Дата обращения 27 октября 2017.
  8. Я.Риженко. Килимарство й килими Полтавщини. — Полтавський державний музей ім. В.Г.Короленко, 1928. — С. 10.
  9.  // Славяне : Журнал. — М.: с.и., 1956. — С. 40.

Немного истории

Ковёр

Как уже говорилось выше, ковер – изделие весьма древнее. Его история насчитывает несколько тысяч лет. Первые ковры с картинами из ткани датируются примерно 16-11-м веками до н. э. Их изображения были найдены в гробнице фараона Тутмоса IV.

Особое признание ковры получили в культуре кочевых народов. Само их появление тесно связано с их бытом, который проходил в условиях сурового континентального климата, приходилось утепляться. С принятием ислама кочевниками с ковров стали исчезать изображения всего живого – птиц, лошадей, верблюдов. Их стали заменять символы и абстракции, которые передавали основные положения Корана.

Сегодня абстрактные узоры на коврах являются преобладающими, но вместе с ними и цветочные орнаменты остаются популярными.

Этимология

Слово «ковер» происходит от древнерусского «ковьръ». Похожие объекты имеются в:

  • чешском (koberec, kober);
  • болгарском (губер).

Основываясь на том, что у слова имеются необычные фонетические черты, ученые делают предположение о том, что оно является заимствованным древнерусским из тюркских языков. Возможно источником было дунайско-болгарское kavǝr – «войлочное одеяло».

Одним из самых первых употреблений этого термина в древнерусском языке является его упоминание в «Повести временных лет», где говорится о том, что Ярополк послал найти своего брата, и изо рва с утра до вечера вытаскивали тела, и когда под ними нашли Олега, его вынесли и положили на ковер.

Кочевники

В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам племен, живущих в легких домах, юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом — резко континентальным климатом.

Ислам, запрещающий изображение живых существ, диктовал свои суровые, аскетичные правила: с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке, а орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Таким образом, персидский ковёр для посвящённого — книга о строении мироздания. Цвет ковра также мог рассказать о многом.

Ковры были непременным атрибутом выплачиваемой дани ввиду их редкости и дороговизны. Удобство ковров для утепления любого жилища трудно переоценить даже в наше время.
Высокая цена ковров была обусловлена исключительно кропотливой ручной работой, использованием редких красок, которые зачастую приходилось привозить издалека.
В домашних условиях тщательно окрасить шерсть было очень трудно. В каждом квартале жил собственный красильщик. В сельских районах бродячие мастера-красильщики криком предупреждали о своём приходе.

Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны — служат веками. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго. Из самок кошенили получают карминовый красный краситель; также красную краску получают из корней марены. Шафран используют для получения жёлтого цвета.

История ковроткачества

Женщины, работающие на ткацком станке. Фреска из Бени-Хасана. Древний Египет, X век до н. э.

Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене

История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода.

Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хасане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.

Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре. С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов — персами, парфянами либо мидийцами, однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра.

Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V веке до н. э.. Археологи обнаружили его в Пазырыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже. Место создания пазырыкского ковра является предметом дискуссий, называется Центральная и Западная Азия. Также существуют версии о скифском происхождении ковра. Ульрих Шульман предполагал, что ковёр являлся похоронным аксессуаром, скорее всего, армянского происхождения. Археолог Грязнов считал, что ковёр имеет среднеазиатское или иранское происхождение. По мнению М. Г. Мостафави, этот ковёр парфянский, а по И. Цих-Ниссен он изготовлен в северо-западном Иране, между Сузами и Фригией. С. П. Толстов по раскопкам хорезмского памятника Топрак-кала выдвинул гипотезу об изготовлении пазырыкского ковра массагетским племенем, которое двинулось в конце IV и в III веках до н. э. в Центральную Азию и, известное под именем больших юэчжей, имело связи с Алтаем. Анализируя данные дневника раскопок и сопоставляя найденные в Пятом Пазырыкском кургане мумифицированные тела и предметы, использованные в траурной церемонии, А. Гаврилова приходит к заключению, что Пазырыкский ковёр был соткан в Великой Мидии. Археологи Баркова и Полосьмак приводили предположения, что для окраса могла использоваться араратская кошениль, хотя древние мастера могли использовать польскую кошениль. Анализ Вайтинга показал, что в карминоносном красителе ворсовой нити пазырыкского ковра содержалось 10 % кермесовой кислоты, что даёт основание определить этот краситель как польскую кошениль.

Пазырыкский ковёр выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1  дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всём ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).

Примечания

  1. англ. cover  — покрывало, покров
  2. E. Barber. «Prehistoric Textiles: The Development of Cloth in the Neolithic and Bronze Ages with Special Reference to the Aegean» — Princeton University Press, 1991 — p. 202 — ISBN 069100224X, 9780691002248 «A scrap of another pile fabric was found in the 7th-6th century B.C. level at Karmir-Blur in Armenia, along with a garment with a small amount of tapestry decoralion dune in wool and bast on a wool warp (Verkhovskaja 1955). Unfortunately, we are given no information as to how the woolen pile was introduced. Similarly, the charred remains of both pile and weft-faced textiles in some sort of animal fiber were recovered farther south at flasanlu, from the late 9th century B.C. (Dyson 1964, 21)»
  3. Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin, p. 46, New York, 1982, Munich, 1982″Scholarly work on the Pazyryk carpet by experts on knotted pile rugs includes Ulrich Schurmann, The Pazyryk, Its Use and Origin (Munich, 1982)» // Mary C. Stieber. «Euripides and the Language of Craft» // BRILL, 2011, ISBN 9004189068, 9789004189065, p.312
  4. Я.Риженко. Килимарство й килими Полтавщини. — Полтавський державний музей ім. В.Г.Короленко, 1928. — С. 10.
  5.  // Славяне : Журнал. — М.: с.и., 1956. — С. 40.

Литература

  • Ковры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ковры // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
  • Ли Р. Преимущества ковров в больницах для душевнобольных, Ment Hospital
  • Симмонс и другие, Рассмотрение ковров в больничном использовании, размеры, июнь: 18—21, 1982.
  • Шафер, Кей, Микробиологическое влияние ковровых покрытий на больничную среду, Hospitals JAHA, 30:293—300, 1966.
  • Скоутелис и другие, Больничные ковровые покрытия и эпидемиология , Американский журнал инфекционного контроля; 22:212—217, 1993.
  • Вилле, Микробиологические и гигиенические аспекты сплошного коврового покрытия в больницах, Дезинфекция сплошного коврового покрытия, с. 2—37, Симпозиум, Копенгаген, 1974
  • Игорь Бурганов. Современный ковёр. Материалы международной научной конференции. — Баку — Москва, 2013. — С. 162. — ISBN 978-5-904847-08-1.

Литература

  • Ковры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ковры // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.
  • Ли Р. Преимущества ковров в больницах для душевнобольных, Ment Hospital
  • Симмонс и другие, Рассмотрение ковров в больничном использовании, размеры, июнь: 18-21, 1982.
  • Шафер, Кей, Микробиологическое влияние ковровых покрытий на больничную среду, Hospitals JAHA, 30:293-300, 1966.
  • Скоутелис и другие, Больничные ковровые покрытия и эпидемиология , Американский журнал инфекционного контроля; 22:212-217, 1993.
  • Вилле, Микробиологические и гигиенические аспекты сплошного коврового покрытия в больницах, Дезинфекция сплошного коврового покрытия, стр.2-37, Симпозиум, Копенгаген, 1974
  • Игорь Бурганов. |Современный ковёр. Материалы международной научной конференции. — Баку — Москва, 2013. — С. 162. — ISBN 978-5-904847-08-1.

Кочевники

В культуре кочевых народов ковры получили особое признание и стали широко распространяться по ареалам племён, живущих в лёгких домах, юртах. Рождение ковра в среде кочевых народов было обусловлено самим их бытом — резко континентальным климатом.

Ислам, запрещающий изображение живых существ, диктовал свои суровые, аскетичные правила: с ковров исчезли птицы, верблюды, лошади. Ислам стал доминирующей религией на Востоке, а орнаменты ковров заговорили языком символов и абстракций, превратились в тканое выражение Корана. Таким образом, персидский ковёр для посвящённого — книга о строении мироздания. Цвет ковра также мог рассказать о многом.

Ковры были непременным атрибутом выплачиваемой дани ввиду их редкости и дороговизны. Удобство ковров для утепления любого жилища трудно переоценить даже в наше время.
Высокая цена ковров была обусловлена исключительно кропотливой ручной работой, использованием редких красок, которые зачастую приходилось привозить издалека.
В домашних условиях тщательно окрасить шерсть было очень трудно. В каждом квартале жил собственный красильщик. В сельских районах бродячие мастера-красильщики криком предупреждали о своём приходе.

Для окраски ковров в некоторых мастерских используют натуральные красители. Они дороги, но прочны — служат веками. Растительные краски насыщенного синего цвета добывают из индиго. Из самок кошенили получают карминовый красный краситель; также красную краску получают из корней марены. Шафран используют для получения жёлтого цвета.

Современные технологии

Как можно заметить, с каждым годом все вещи модернизируются, причём порой до неузнаваемости. Таким образом, на сегодняшний день покупателям предоставляется огромный ассортимент, в котором заключается изделия, различные не только по форме, цвету, но и по материалу.

Если говорить непосредственно о двадцатом веке, то обязательно надо затронуть, что стали применять синтетику. Благодаря ей в конечном счёте себестоимость значительно снижается, а технические характеристики практически не уступают изначальной специфике материала. Конечно же, бояться таких изделий с супримом, вискозой и другими добавками не стоит. Это объясняется тем, что именно такие ковры намного легче чистятся, имеют меньший вес и другие преимущества. Безусловно, до сих пор производители пытаются экспериментировать на основе изменений фактуры, несмотря на то, что используются всё те же тысячелетние принципы работы.

Ковёр

Типы ковров

Ковёр

Итака, мы выяснили, что ковер – это текстильное изделие, весьма широко распространенное, которое используется как для выживания человека в суровых северных условиях, так и для удовлетворения его эстетических потребностей. В нашей сегодняшней действительности присутствуют как изделия из пряжи различных видов, так и их имитация, полученная из синтетических материалов.

Ковры в соответствии с характером узоров и техникой изготовления разделяются на три группы:

  1. Ворсовые.
  2. Безворсовые.
  3. Войлочные.

Существует и другая классификация, отражающая и технологию производства, и способ, с помощью которого происходит закрепление пряжи на основе. В зависимости от указанных показателей выделяют такие типы ковров:

  1. Тканые.
  2. Плетеные.
  3. Войлочные.
  4. Тафтинговые (пучковые).
  5. Иглопробивные.

Самыми дешевыми являются тафтинговые и иглопробивные ковры. Это объясняется тем, что их способ производства автоматизированный, скоростной. Что касается тканых изделий, их изготовить намного сложнее, это занимает больше времени, они представляют собой имитацию ручной работы, потому и стоят дорого. Эта продукция состоит из двух систем нитей, которые перекрещиваются друг с другом, продольных и поперечных.

История ковроткачества

Женщины, работающие на ткацком станке. Фреска из Бени-Хассана. Древний Египет, X век до н. э.

Машина, используемая для ковроткачества, в вертикальном направлении, верхняя часть на стене

История тканных ковров насчитывает не одну тысячу лет. С давних пор люди украшали жилище коврами. Простые, тканые вручную и плотные куски связанной материи служили не только декоративным целям, но и свидетельствовали о достатке хозяев, а главное — служили надежным способом защиты от холода.

Первые в истории тканые картины, изготовленные в технике ковров, датируют XVI—XI веками до н. э. Их изображения нашли в гробнице Тутмоса IV, эпохи Нового Царства. А найденная в Бени-Хассане фреска (X век до н. э.) скрывала самое древнее в истории изображение процесса изготовления ковров.

Возможно, фрагмент самого древнего ковра был обнаружен в урартском поселении IX века до н. э. в Кармир-Блуре. С.Руденко пришёл к заключению, что ковёр был соткан одним из иранских народов — персами, парфянами либо мидийцами, однако Элизабет Барбер полагает, что Руденко проанализировал не все возможные локации происхождения ковра.

Самый древний из сохранившихся ворсовых ковров был создан в V в. до н. э.. Археологи обнаружили его в Пазырыкском кургане на Алтае, и теперь он хранится в Эрмитаже. Место создания пазыкского ковра является предметом дискуссий, называется Центральная и Западная Азия. Также существуют версии о скифском происхождении ковра. Ульрих Шульман предполагал, что ковер являлся похоронным аксессуаром, скорее всего, армянского происхождения. Археолог Грязнов считал, что ковер имеет среднеазиатское или иранское происхождение. По мнению М.Г. Мостафави, этот ковер парфянский, а по И. Цих-Ниссен он изготовлен в северо-западном Иране, между Сузами и Фригией. С.П. Толстов по раскопкам хорезмского памятника Топрак-кала выдвинул гипотезу об изготовлении пазырыкского ковра массагетским племенем, которое двинулось в конце IV и в III вв. до н.э. в Центральную Азию и, известное под именем больших юэчжей, имело связи с Алтаем. Анализируя данные дневника раскопок и сопоставляя найденные в Пятом Пазырыкском кургане мумифицированные тела и предметы, использованные в траурной церемонии, А. Гаврилова приходит к заключению, что Пазырыкский ковёр был соткан в Великой Мидии. Археологи Баркова и Полосьмак приводили предположения, что для окраса могла использоваться араратская кошениль, хотя древние мастера могли использовать польскую кошениль. Анализ Вайтинга показал, что в карминоносном красителе ворсовой нити пазырыкского ковра содержалось 10 % кермесовой кислоты, что дает основание определить этот краситель как польскую кошениль.

Пазырыкский ковер выполнен т. н. турецким симметричным двойным узлом (на 1  дм² вручную навязано 3600 узелков, а во всем ковре их свыше 1,250,000), и потому он обладает достаточно высокой плотностью. Украшен лаконичным орнаментом с ярко выраженными антропоморфными и зооморфными элементами (всадники на лошадях).

В прямом и переносном смысле

Ковёр

Значение слова «ковер» в словарях дается в нескольких вариантах, а именно:

  1. Вид декоративного покрытия, состоящего из толстой ткани, предназначенного для стен, полов, диванов, других поверхностей с целью их утепления и украшения. (Гордостью маркизы был роскошный ковер, который был подарен ей накануне, и теперь украшал одну из стен будуара.).
  2. В переносном смысле – некая субстанция, которая образует сплошной покров на поверхности земли. (Центральную площадь города украшали цветочные ковры невиданной красоты).
  3. В некоторых видах спорта, как правило, в спортивных единоборствах, покрытие из ткани, которым ограничивается пространство тренировок и соревнований. (Выход за пределы ковра в вольных упражнениях является серьезной ошибкой).

Немного истории

КовёрС самого начала применения человечество эксплуатировало ковры в качестве украшения своего жилища. Таким образом, можно было понять владельцев о материальном обеспечении. Кроме этого, вручную связанные куски служили источником удержания тепла в помещении. Если говорить о первой дате, когда только начали вязать, то стоит упомянуть промежуток между 16 и XIX веками до нашей эры. Следовательно, такой факт основан на нахождении изображения в гробнице. Самый древний ковёр сохранился и по сей день, он был сделан в пятом веке до н. э. Археологи же обнаружили его в Алтае. На данный момент его можно увидеть в Эрмитаже.

Современные технологии

В 19-м веке были изобретены анилиновые красители (органические соединения, получаемые при окислении анилина, извлеченного из растения индиго). С этого времени начинается небывалый бум в ковроткачестве, который повлек за собой резкое падение изделий в цене. Ранее гегемоном в этой области была Персия, теперь ее стали теснить Китай, Турция и некоторые Европейские страны.

Тем не менее, и сегодня самые высококачественные ковры ценятся очень дорого, например, сделанные из шелковых нитей. Постепенно анилиновые краски вытесняются синтетическими и полимерными, они не линяют и не нуждаются в закреплении. К третьему поколению красителей относятся хромовые. Если сравнивать их с натуральными, то отличие будет небольшим, разве что по цвету они не такие сочные.

Благодаря современным технологиям сегодня качество синтетических и классических ковров практически уравнено, а синтетические вдобавок еще и имеют преимущество в эксплуатации: ухаживать за ними намного проще.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий