Квинтет четырёх

Примечания

  1. , Квинтет, с. 34.
  2. , 193. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 25 марта 1924 года, Париж, с. 188.
  3. ↑ , Глава VII. В Париже. «Трапеция», с. 253.
  4. , 199. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 15 июля 1924 года, С.-Жиль, с. 200.
  5. Деревня Сен-Жиль-сюр-Ви располагалась в 30 километрах от города Ле-Сабль-д’Олон в департаменте Вандея, после 1967 года входит в состав Сен-Жиль-Круа-де-Ви
  6. , 1924. 26 июня, с. 270.
  7. , 1924. 14 августа, с. 277.
  8. , 1924. 8 июля, с. 271.
  9. , 1925. 24 марта, с. 311.
  10. , 1925. 25 марта, с. 312.
  11. ↑ , 1925. 10 мая, с. 319.
  12. , 1925. 3 июля, с. 336.
  13. , 211. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 4 августа 1925 года, Марлотт, с. 216.
  14. , Комментарий № 3 к письму 199. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 15 июля 1924 года, С.-Жиль, с. 512.
  15. , Комментарий № 3 к письму 193. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 25 марта 1924 года, Париж, с. 511.
  16. , Комментарий № 1 к письму 244. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 12 мая 1927 года, Москва, с. 520.
  17. , Квинтет, с. 17.
  18. , 262. С. С. Прокофьев — Н. Я. Мясковскому, 1 мая 1928 года, Париж, с. 276.
  19. , Комментарий № 1 к письму 250. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 3 августа 1927 года, Москва, с. 521.
  20. , 1925. 5 апреля, с. 313.
  21. , 1925. 17 мая, с. 320.
  22. , 1925. 16 июля, с. 340.
  23. , Глава VII. В Париже. «Трапеция», с. 254.
  24. , Глава VII. В Париже, с. 277.
  25. , Глава VII. В Париже, с. 297.
  26. , Глава VIII. Неблагодарная полоса, с. 345.
  27. , Глава VII. В Париже, с. 272.
  28. , Глава VIII. Неблагодарная полоса, с. 344.
  29. , Глава пятая. В Париже, с. 227.
  30. , Глава пятая. В Париже, с. 228.
  31. , Глава пятая. В Париже, с. 231.
  32. ↑ , Квинтет, с. 21.
  33. , Глава пятая. В Париже, с. 230.
  34. , Квинтет, с. 17—34.
  35. , Квинтет, с. 20.
  36. , Квинтет, с. 18.
  37. Моррисон, Саймон. Глава 5 // Лина и Сергей Прокофьевы. История любви = Lina and Serge Prokofiev / Пер. с англ. Г. В. Максимюк. — М.: Центрполиграф, 2014. — 383 с. — ISBN 9785227046420.
  38. , 244. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 12 мая 1927 года, Москва, с. 256.
  39. , 260. Н. Я. Мясковский — С. С. Прокофьеву, 18 апреля 1928 года, Москва, с. 275.

Знаменитые квинтеты

Джаз

Одним из самых известных джаз-квинтетов был квинтет под управлением Чарли Паркера (саксофон): Диззи Гиллеспи (труба), Бад Пауел (фортепиано), Чарли Мингус (бас), Макс Роуч (барабаны).

Рок- и поп-музыка

AC/DC, Aerosmith, Backstreet Boys, Bon Jovi, Deep Purple, Def Leppard, Duran Duran, Europe, Frankie Goes to Hollywood, Genesis (до 1975), Gerry & The Pacemakers,Girls Aloud, My Chemical Romance, Jethro Tull, King Crimson, ’N Sync, Nightwish (до 2013), Oasis, Pearl Jam, Radiohead, Rolling Stones (до 1992), Scorpions, Sex Pistols, Spice Girls, Status Quo, The Dave Clark Five, The Temptations, The Traveling Wilburys, The Yardbirds, Uriah Heep, Yes, The Zombies, Pussycat Dolls, maNga, Машина времени (1990—2012), Чё те надо?, А.Р.М.И.Я. (до 2012), Стрелки (2000—2002), Океан Эльзы (с 2001), Друга Ріка (до 2014), Скрябин (2004—2015), Мобильные блондинки (с 2008 года), W.H.I.T.E. (до 2007).

История

В 2009 году студентами второго курса факультета народных инструментов Санкт-петербургской консерватории сформирован музыкальный коллектив «Квинтет Четырёх». Четверо друзей, объединённых идеей вернуть «народные» инструменты народу, начинают работать над аранжировками современной музыки.[источник не указан 614 дней]

В 2010 году коллектив выступает на I Международном музыкальном турнире Terem Crossover, организованном Терем-Квартетом.

В 2012 году музыканты выступают на втором международном конкурсе Terem Crossover. В результате работы над поиском своего звучания и стиля, на конкурсе ансамбль набрал более 7 тысяч голосов в телеголосовании канала 100ТВ и получил специальный приз зрительских симпатий. Кроме того, коллектив получил ещё один специальный приз «За оригинальную аранжировку».

В 2012 году «Квинтет Четырёх» выступает и даёт интервью в эфире федеральной государственной радиостанции Радио России Санкт-Петербург.

В 2013 году «Квинтет Четырёх» принимает участие в III Международном джазовом фестивале «Just Jazz Open Air» в Великом Новгороде.

В 2015 году ансамбль участвует в XI Ежегодном vеждународном фестивале «Петроджаз» в Санкт-Петербурге.

В 2015 году «Квинтет Четырёх» совершает гастрольный тур по ближнему и дальнему зарубежью, организованный Министерством культуры Российской Федерации. Музыканты помимо активной концертной деятельности в Санкт-Петербурге и других городах России выступают на концертных площадках Германии, Австрии, Финляндии, Южной Кореи, Таджикистана, Монголии, Казахстана, Ботсваны, Кении, Иордании, Израиля, Болгарии.[источник не указан 614 дней]

Части

Квинтет состоит из шести частей:

  1. Tema con variazioni
  2. Andante energico
  3. Allegro sostenuto, ma con brio
  4. Adagio pesante
  5. Allegro precipitato, ma non troppo presto
  6. Andantino

Согласно Я. Л. Сорокеру, основной замысел произведения заключается в желании «запечатлеть образы мужественные, подчас грубые, даже дикие, но несокрушимые в своей первозданной мощи. Той же задаче подчинена и драматургия Квинтета: такие образы („главные действующие лица“ произведения) вырисовываются постепенно, обретая все большую властность; едва намеченные в первой и второй частях, они захватывают инициативу в третьей и четвёртой и окончательно торжествуют в двух последних частях».

Общие сведения

  1. Ансамбль из пяти исполнителей-инструменталистов или вокалистов. В камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.). Квинтет, обычно именуемый фортепианным, включает, как правило, фортепиано и струнный квартет. Обычный состав духового квинтета — флейта, гобой, кларнет, фагот и валторна, медного духового квинтета (или брасс-квинтета) — 2 трубы, валторна, тромбон и туба, джазового — саксофон, труба, фортепиано (или гитара), контрабас и ударные.
  2. Музыкальное произведение для пяти инструментов или певческих голосов.

Струнный квинтет и квинтет для струнных и духовых инструментов сложились во второй половине XVIII века (Гайдн, Моцарт). С тех пор квинтеты пишутся, как правило, в виде сонатных циклов. В XIX—XX веках получил распространение фортепианный квинтет, в котором возможно противопоставление богатых и разнохарактерных тембров фортепьяно и струнных (Шуберт, Шуман, Брамс, Танеев, Шостакович). Вокальный квинтет может быть частью оперного действия, оратории, кантаты.

Восприятие и оценки

Создание квинтета относится к периоду поисков более усложнённого хроматизированного стиля, к которому композитор, согласно И. В. Нестьеву, обратился в начале 1920-х годов. До постановки балета Прокофьев играл своё сочинение знакомым и коллегам-музыкантам: А. К. Боровский и В. А. Дукельский хвалили квинтет, а музыкальный критик Жан Марно был в восторге. Романов остался доволен результатом своего заказа.

И. В. Нестьев писал, что партитура Квинтета ор. 39 запечатлела «русское в современном преломлении», отмечал стилистическую «левизну» и хроматическую усложнённость сочинения Прокофьева. Но, несмотря на то, что этот опус для камерного ансамбля обогатил и усовершенствовал русскую национальную образность музыки композитора, смело осовременил русский музыкальный стиль, его непривычные «новые интонации» натолкнулись на досадный барьер непонимания, неприятие широкой публики и даже музыкантов-профессионалов.

Приводя лаконичную характеристику частей квинтета, И. И

Мартынов обращал внимание на то, что его замысел и жанровые особенности имеют много общего с оперой Стравинского «История солдата». Наряду со Второй симфонией, op

40, к созданию которой Прокофьев приступил сразу же по завершении сочинения для камерного ансамбля, op. 39, музыковед отнёс квинтет к самым сложным по языку произведениям композитора, наиболее полно отразившим его конструктивные искания заграничного периода. В музыке сочинения Прокофьев главным образом стремился «к усложненности фактуры отдельных партий и всего ансамбля, к хроматизации языка». Сам автор сочинения высказывался, что в квинтете и во Второй симфонии он продолжал наметившуюся в «Сарказмах» и «Скифской сюите» линию исканий — это «самые хроматические» из его произведений. Согласно И. И. Мартынову, несмотря на виртуозный блеск и эффектность произведения, «квинтет не произвел на слушателей впечатления, на которое рассчитывал композитор».

Наиболее ёмкий и развёрнутый музыковедческий анализ сочинения дал Я. Л. Сорокер. Музыковед сомневался в том, что столь своеобразный состав исполнителей ранее встречался в камерно-инструментальной литературе, и привёл отзыв Б. В. Асафьева из журнала «Современная музыка» (1927, № 20) о квинтете Прокофьева: «выдающееся сочинение, написанное виртуозно уверенной рукой знающего свои силы и свое умение мастера». Я. Л. Сорокер резюмировал намёки композитора на то, что Квинтет и Вторая симфония близки и родственны не только хронологически, но и художественно: «Из симфонии, кантаты «Семеро их» и «Скифской сюиты» в Квинтет перешли образы архаические, «языческие», иной раз страшные в своей первозданной силе.

В свою очередь американский музыковед Саймон Моррисон, автор биографии Лины Прокофьевой, писал, что в цирковом балете «Трапеция» «блюзовые линии сменяются чеканным, острым ритмом остинато».

Положительная оценка была высказана Мясковским, который после первого концертного исполнения квинтета в Москве писал Прокофьеву: «Квинтет Ваш произвел на меня самое неизгладимое впечатление, я редко получал такое полное и совершенное художественное переживание». Через год Мясковский сравнил впечатления от оперы «Огненный ангел» и квинтета, выразив их словами: «пока сочиняется такая музыка <…> хочется жить».

Литература

  • Мартынов И. И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974. — 560 с. — (Классики мировой музыкальной культуры).
  • Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева / Редактор И. Прудникова. — 2-е переработанное и дополненное. — М.: Советский композитор, 1973. — 663 с.
  • Прокофьев С. С., Мясковский Н. Я. Переписка / Вступ. статья Д. Б. Кабалевского; сост. и подг. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко; комм. В. Л. Киселёва; предисл. и указатели М. Г. Козловой. — М.: Советский композитор, 1977. — 600 с.
  • Прокофьев С. С. Дневник 1919—1933 / Предисловие Святослава Прокофьева. — Paris: sprkfv , 2002. — Т. 2. — 813 с. — ISBN 2951813813.
  • Сорокер Я. Л. Камерно-инструментальные ансамбли С. Прокофьева. — М.: Советский композитор, 1973. — 103 с.
  • Howell, Chelsea Gayle. Multidisciplinary Performance Issues in Sergei Prokofiev’s «Trapeze». — ProQuest, 2007. — 85 p. — ISBN 9780549407799.

История создания

Летом 1924 года балетмейстер Борис Романов заказал С. С. Прокофьеву небольшой цирковой балет, получивший впоследствии название «Трапеция». Предложение хореографа было созвучно настроениям композитора, который в марте 1924 года писал Н. Я. Мясковскому из Парижа о моде на ансамбли духовых инструментов: «Стравинский, молодые французы — все пишут; мне тоже хочется, но никак не удосужусь». Музыка к балету изначально задумывалась композитором как квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса «из 6 совершенно отдельных и оформленных частей».

Композитор начал работать над квинтетом в конце июня 1924 года во французской деревне Сен-Жиль (фр. St. Gilles-sur-Vie), записав 26 июня в «Дневнике»: «<…> я засел за балет для Романова, который я окончательно решил писать для квинтета и даже, сочиняя, иметь ввиду и балет, и концертный квинтет». Таким образом, особенность этого сочинения в том, что композитор изначально задумывал его не только как прикладную «балетную» музыку (как в случаях с остальными его балетами), но и как автономную. 14 августа Прокофье завершил работу. Во время работы над квинтетом Прокофьев начал оркестровать давно задуманную симфоническую сюиту из оперы «Любовь к трём апельсинам», ор. 33 bis. Намеченная на ноябрь 1924 года постановка балета откладывалась.

В марте 1925 года на расспросы Кохно и Дягилева о балете для Романова Прокофьев отвечал, что прежде всего написал «не балет, а квинтет для концертного исполнения». Романов изменил план либретто и в мае просил переставить части. Со времени внесения в сюжет постоянных изменений, и особенно в июле после просьбы хореографа о дополнительном вступлении, единое сочинение стало разделяться на два: «квинтетный балет» и «Квинтет концертный». В процессе работы Романов расширил балет и попросил композитора дополнить музыку двумя номерами. Идя навстречу хореографу, Прокофьев сочинил две новые части — Увертюру и Матлот (матросский танец). Эти два дополнительных номера композитор не планировал включать в концертный квинтет. В 1926 году по истечении срока договора с Б. Г. Романовым композитор включил квинтет в список своих сочинений как op. 39 для камерного ансамбля, но музыка к балету «Трапеция» осталась без номера опуса. Впоследствии две первые части музыки к балету вошли оркестровый Дивертисмент, op. 43 (1929) и в его клавирное переложение, op. 43 bis (1938).

11 октября 1925 года композитор был на репетиции «Трапеции» в Париже, но никогда не присутствовал на представлении балета. В день его премьеры 6 ноября Прокофьев давал концерт в Стокгольме. Квинтет op. 39 С. С. Прокофьева был издан в партитуре и голосах фирмой «А. Гутхейль» в 1927 году. Это сочинение исполняется редко и не входит в число популярных произведений Прокофьева.

Михаил Фирсов
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий